Может показаться, что торговый человек появился в Рыбинске в XVIII веке, когда возник Санкт-Петербург, и через Рыбную слободу потянулись на северо-запад хлебные караваны. Но семечко знаменитого рыбинского купечества проросло раньше, еще в допетровскую эпоху. Уже с середины XVII века наши предки занимались внешней торговлей, бывшие рыбаки завели лавки и харчевни.
Немного истории. Рыбная слобода появилась в XV веке по приказу Ивана III, деда Ивана Грозного. Со временем в слободу перебрались рыбаки из вымирающей Усть-Шексны. Два века слобожане поставляли ценную рыбу к царскому столу. Про это сами рыбинцы в 1777 году писали так: «В прежние времена жители Рыбной слободы, не имея ни торгов, ни хлебопашества, довольствовались одним ловом рыбы. Потом слобода населена и размножена купечеством».
Когда же наши предки бросили сети и встали за прилавок? Разбираемся с краеведами.
Рыбные запасы начали скудеть еще в допетровские времена. Об этом читаем в книге «Рыбинск: Путешествие сквозь века» авторства супругов Рыкуновых и Леонида Иванова.
«На рубеже XVII-XVIII веков в Рыбной слободе живет больше тысячи человек. Число характерное для малого города того времени. Слобода уже перегнала свою соседку Мологу. Рыбные запасы оскудевали. И часть «оскудалых» ловцов слободы занялась торговлей».
Когда появился на свет Петр I, наши предки уже вовсю занимались торговлей. Только половина слобожан в те годы ловит рыбу – остальные торгуют или ремесленничают.
«Из 88 дворов обитатели половины дворов занимаются рыбным промыслом, остальные ремеслом и торговлей», – пишет историк Галина Левина о делах 1676 года.
Уже 350 лет назад не рыболовы, а торговцы – самые зажиточные рыбинцы. Некоторые владели не одной, а двумя-тремя лавками, как Селецкие и Ильины. А самый богатый слобожанин носит в документах почтительное звание «лутчей человек». У Федора Филипповича Коростелева в Рыбной слободе всего одна лавка. Местный рынок не интересует семью «лутчего человека» – они занимались внешней торговлей.
«В то же время размах торговых операций бывших рыбных ловцов уже начал выходить далеко за пределы Рыбной слободы. Сыновья Федора Коростелева, Никита и Иван, с 60-х годов XVII века торговали со Швецией: один продавал русскую кожу (юфть), другой – закупал в Стокгольме медь и латунь» («Путешествие сквозь века»).
Коростелевых упоминает в очерках и Галина Левина. Она приводит челобитные сыновей Федора Коростелева, направленные в Посольский приказ, из сборника «Русско-шведские экономические отношения в XVII веке».
«В 1664 году Никифор жалуется – иностранцы не рассчитались за 200 пудов юфти. В 1674 году его брат пишет: иностранный владелец судна не отдает медь, закупленную в Стокгольме. В 1676 году Коростелевы – самые крупные землевладельцы слободы. Им принадлежало три дворовых участка. Двор, где они проживали вместе, – в центре слободы, на Середней улице. Его территория превышала размер Центральной торговой площади».
А что в самой слободе? За XVII век здесь резко выросло число торговых точек. В начале столетия рыбинцы владели всего двумя десятками лавок. Спустя полвека, в 1674-м, в слободе их уже полсотни. А еще «пять изб харчевенных, пять полулавок, три лавочных места, 15 скамей да полок».
В это же время, пишет Левина, единственный кабак слободы преобразован в крупный торгово-промышленный комплекс – Государев кружечный двор, состоявший более чем из 30 зданий. И это только стационарные торговые точки, а ведь были еще передвижные базары и ярмарки.
Широкая ярмарка в слободе разворачивала ряды напротив современной каланчи – на берегу Черемхи. Для нее отводили широкую площадь – 60 на 45 саженей, размер современной площади им. Дерунова. С начала XVII века ярмарку проводили дважды в год: в начале лета – Петровскую, в конце – Преображенскую. Наши предки ценили стабильность и не меняли даты проведения аж два века – до XIX столетия. Галина Левина приводит описание ярмарочной площади: «На площади поставлены лавки и шалаши, ледник пивной, над ним анбар».
Базары бывали намного чаще ярмарок, каждую субботу. Они снабжали горожан дешевыми продуктами. «Приезжают в Рыбную слободу торговые люди розных городов. Из Ярославля и Ярославского уезду, Борисоглебские слободы, сел и деревень Юхоцкой волости. Боярские и монастырские крестьяне, торговые люди всяких чинов – с солью, и рыбою, и мясом, и хлебом печеным, и с колачами. И продают всякие товары мелочью», – цитирует древний документ Галина Левина.
Где располагалась базарная площадь? Исследователи предполагают, что примерно там же, где современный Мытный рынок, выходя за его пределы и к Волге, и в стороны. «В Рыбной слободе площадь торговая, вдоль 38 сажен, поперег от Волги 32 сажени (76 на 64 метра). Возле той площади – лавки посацких людей Рыбные слободы», — цитирует документы Галина Левина.
Здесь, около Волжского спуска, билось деловое сердце Рыбной слободы. Общественные здания, питейные избы, харчевни – все под рукой. Земская изба следила за порядком, таможня собирала пошлины. Едой приезжих обеспечивали «пищевики» – харчевни и торговцы казенными хмельными напитками. Колашный ряд состоял из 15 скамей и двух лавок. «Из 50 лавок слобожан снедью торговали 60% всех торговых точек», – пишет Левина.
На базаре слобожане могли найти все необходимое. У «купецких людей» приобретали промышленные товары, даже иноземные. Крестьяне привозили продукты, сукно и холсты, шерсть и сырые кожи, овечьи кафтаны и шубники, сено и древесный уголь, строевой лес и дрова.
А что же рыбинские лавочники? Они закупались здесь же, на базарах. Существовали правила для соблюдения интересов покупателей. С утра на базаре отоваривались обычные слобожане. А после обеда приходил черед оптовиков, они забирали продукты для перепродажи. В лавках они накручивали цену до 10%.
Часто слобожане ездили за товаром в другие селения. Так, земский староста Рыбной слободы «бьет челом» государю в июне 1699 года, объясняя причину «недобора казны»: «Торговые люди, на ком довелись взять пошлины, ныне в отъезде на Макарьевской ярмонке и в иных городех». За них в лавках работали «сидельцы» из родственников или наемных работников.
Случались и битвы за монополию. Предприимчивые рыбинские булочники защищали свое дело от приезжих. И в 1686 году написали царю челобитную. Они просили защитить их монопольное право на розничную торговлю. Ссылаясь на прежние грамоты, царь велел: «иногородним торговым людем в Рыбной слободе торговать и продавать соль целыми рогожами, рыбу длинною – целыми рыбами, а бочешную – целыми бочками, а мяса – целыми стягами. А с хлебом печеным и с калачами не въезжать».
Исследователи уверены – Рыбная слобода еще в допетровские времена стала «заметным центром промышленности и торговли Верхнего Поволжья». Это слова историка Михаила Волкова, он называет конкретные даты расцвета слободы – 1676-1681 годы. Из рыболовецкого селения слобода превращалась в городок – такой же, как Углич, Молога и Романов. А наши предки из простецких рыболовов становились хитрыми дальновидными купцами.
В основе статьи – очерки историка Галины Левиной «Хроники Рыбной слободы»
Очень любопытно и приятно что правильное название нашей реки — Черемха. Ну а речку Уткому у городских ОСК тоже кто-то переназвал Уткашью. Остались «непорчеными» угорские гидротопонимы названия Ухтома, Пертома, Маткома, Урдома, Пахма, Маткома, Кештома, Улейма, Кострома и др. с аналогичным окончанием и некоторые другие (так для справки).
Говорят, первый ТРЦ возник в Усть-Шексне. Правда или врут?
Думаю, не врут). И торговали, пишут, уже в 11 веке, и развлекались — приезжих по веткам дубов развешивали.
А вот то что за последнюю неделю магнитчики открыли аж 2 тц на правобережье — точно.
yaplakal.com : В Помпеях археологи под слоями лавы обнаружили киоски и другие торговые точки.
Колоритные «бизнесмены» на картинке. Сейчас щей похлебают и в бизнес:)
Статья, безусловно, интересная и познавательная, но для полноты картины «бизнеса» того времени ,кроме представленной картины Владимира Маяковского, следует посмотреть и другие произведения этого замечательного художника, отражающие жизнь тогдашних потребителей товаров и услуг. Если после этого станет немного грустно, то переключиться надо на чудные работы его брата Константина.
Здравствуйте,
Недавно мне стало известно о старой публикации Г.Б.Михайловой из Музея-заповедника в Рыбинских известиях от 17.03.2010 г «Два портрета. Две судьбы » об истории известных рыбинских купцов Тюменевых. И сегодня нахожу вашу публикацию…
В связи с этим хотел бы связаться с автором публикации и прояснить некоторые вопросы относительно биографии Фёдора Ильича Тюменева и его семьи. Дело в том, что как мне недавно стало известно из метрик, вторая жена Ф.И. — Ираида Капитоновна была на крещении моей прабабушки Ольги Николаевны Тюменевой в 1864 году в СПб в качестве одного из восприемников.
В каком родстве они между собой состояли мне пока неизвестно, также как и кто был отцом О.Н., кто из рыбинских Тюменевых был Николаем и постоянно жил в СПб ?! Я нашел только Илью Федоровича Тюменева ?! Пока в Питере мне с этим разобраться не удается… Был бы признателен за содействие !
С уважением
Марк Михайлович Лившиц
Добрый день! Попробуйте обратиться в Рыбинский музей-заповедник.