4 октября 1850 года считается днем рождения Пелагеи (Полины) Стрепетовой, актрисы, чья театральная карьера началась в Рыбинске. Точной даты своего появления на свет Стрепетова не знала. Ее, только что рожденную, подкинули к порогу дома Антипа и Елизаветы Стрепетовых, жителей Нижнего Новгорода. Глава семейства служил в местном театре парикмахером, его жена была актрисой. Это и определило судьбу будущей знаменитости.
Пелагея не получила образования. Элементарной грамоте ее короткое время обучал бывший семинарист. От ребенка не скрывали ее неясное происхождение, но относились как к родной. Тем не менее чувство неполноценности не покидало Пелагею. К этому примешивалась и оценка своей внешности, которая не отличалась классической красотой. Но все искупил театральный талант. Летом 1865 года хлопотами знакомого семьи антрепренера актриса впервые вышла на сцену театра в Рыбинске. Было тогда Пелагее 15 лет.
Первой ролью Стрепетовой стала горничная в водевиле «Зачем иные люди женятся». Выяснилось, что, несмотря на неброскую внешность, девочка обладает явным драматическим дарованием. За три года Пелагея сыграла более ста ролей, в Рыбинске выступала в оперетте Оффенбаха «Орфей в аду», в пьесе «Бедовая бабушка». За Рыбинском последовали Ярославль, Симбирск, Муром, Новгород. И в 19 лет ей предложили работу в театре Самары.
Здесь началась бурная личная жизнь, завязался роман с женатым актером, родился внебрачный ребенок. Затем — брак с интеллигентным и образованным Модестом Писаревым и переезд в Москву. Но и этот брак счастья не принес. В 31 год Пелагея, оставшись одна с двумя детьми от разных мужчин, перебралась в Санкт-Петербург.
Театральные интриги, любовные романы — все это сопровождало актрису и в провинции, и в столичных кругах. Любое появление Стрепетовой на сцене превращалось в крупнейшие события театральной жизни.
Но в 1881 году, когда она дебютировала в Александринском театре в пьесе «Горькая судьбина», публика приняла актрису неожиданно прохладно. Исступленная манера Стрепетовой к тому времени уже начала казаться архаичной, а ее репертуар — ограниченным. При этом актриса не могла или не хотела меняться. Ее странная индивидуальность категорически не вписывалась в труппу Александринки. К тому же слава ее была слишком громкой, чтобы это могла оставить без внимания тогдашняя прима императорской сцены и давняя знакомая по работе в Рыбинске Мария Савина.
Стрепетова словно специально обостряла конфликт, бравируя своей вспыльчивостью и нетерпимостью. Противопоставив себя всем, актриса в итоге оказалась во враждебном окружении совершенно одна. Она раздражала своей обособленностью, неприятием внутреннего уклада императорского театра. Театралы разделились на сторонников Стрепетовой и поклонников Савиной, хотя, казалось бы, делить им было нечего — они почти не пересекались в репертуаре. Конечно, замкнутая, неуживчивая Стрепетова проигрывала жизнерадостной, общительной Савиной. Измученная жизненными неурядицами, болезнями и собственными терзаниями Стрепетова подходит к закату карьеры.
Пелагея Стрепетова умерла в больнице 4 октября 1903 года в возрасте 53 лет, в день, который считала днем своего рождения. Ее похоронили в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище. Через 30 лет ее прах перенесли в Некрополь мастеров искусств. В Москве в Третьяковской галерее есть ее портрет. На нем изображена женщина с полными грусти глазами. Под ним подпись: И. Репин «Портрет трагической актрисы Стрепетовой».
По материалам сайта «Чтобы помнили»