Драматург из Рыбинска Лена Петухова — в числе победителей II Международного конкурса коротких пьес «Stories».
Краткость — сестра
«Stories» — необычный конкурс современной драматургии. Его специфика читается в названии, которое отсылает к видеороликам из соцсетей, задача которых — захватить и не отпускать внимание тридцать секунд. Отсюда и главное условие для авторов — тексты должны быть короткими (не больше 12 страниц) и динамичными. Организаторы конкурса из питерского театра «Суббота» уверены: театр сегодня не может быть не захватывающим.
— Технологии изменили восприятие современного зрителя. Короткая форма бывает по-настоящему революционной, она демонстрирует мастерство драматурга, его способность показать «многое в малом», высечь гравюру на рисовом зерне. Короткий метр в драме показывает, как меняется сегодняшний человек, как возникают совершенно новые формулы отношений, — объясняют организаторы.
В этом году на конкурс пришло 259 пьес из разных уголков России и не только. Из них эксперты (драматурги, режиссеры, театральные критики) определили двенадцать лучших. Из этого шорт-листа молодые режиссеры выбрали шесть пьес для постановки на сцене, в том числе «Корову» Лены Петуховой из Рыбинска. Для начинающего автора это важный факт профессионального признания.
Жанр «Коровы» дрейфует от бытовой «новой» драмы до иронического сказа а-ля сказки Бориса Шергина. Герой переживает смерть жены так сильно, что та начинает являться ему сначала во снах, а потом уже наяву в виде коровы и разговаривать с ним», читаем мы в аннотации, которую дает театр «Суббота». Несмотря на трагическую историю в основе пьесы, она наполнена весьма оригинальным юмором. И потому не угнетает, а напротив, рисует новую реальность, как жить дальше, преодолевая боль от потери.
Фото: Алексей Иванов, театр «Суббота»
Говорили о любви и смерти
На этой неделе эскизы спектаклей по пьесам авторов-победителей представили на сцене на фестивале «Stories». Это большое событие для драматургов, и для труппы.
— Артисты, режиссеры получают удовольствие от работы с новыми, хулиганскими, свободными текстами. Это важно и для обновления энергий внутри театра, — отмечает Ляля Кацман, которая пишет под псевдонимом Лена Петухова.
Постановкой ее «Коровы» занимался Кирилл Люкевич — молодой (26 лет), но уже успевший заявить о себе режиссер. Его спектакль-бродилка «4ELOVEKVMASKE» стал номинантом на «Золотую маску» 2021 года.
— Текст пьесы – перенасыщенное поле из цитат, отсылок, гиперссылок к реальности. Таков информационный хаос современного человека, поэтому там есть за что ухватиться режиссёру. Кирилл подобрал к моей пьесе интересный ключ — с намеком на пиксельную компьютерную игру, в которой герои проходят один за другим уровни. Но в эскизе Люкевича – спойлер – миссия будет провалена, — говорит Ляля.
11 января в театре «Суббота» состоялись два показа «Коровы» и обсуждение увиденного в рамках театральной лаборатории.
— Первый показ прошел для «своих»: питерских актеров, режиссеров, театральных критиков, театроведов, драматургов, — рассказывает автор пьесы. — Эскиз приняли на ура, зал смеялся, не переставая. Для меня очень важно, когда мой юмор оказывается считываем режиссёром, актёрами, и, конечно, зрителем. Мне самой нужно было посмеяться над смертью. На обсуждении говорили о том, как пьеса ищет выход из состояния травмы после потери любимого человека. Психологи отметили, что в пьесе прослеживаются стадии принятия, и к ней можно отправлять людей, переживающих смерть близких. Второй показ был для зрителей, пришедших по билетам, и они гораздо сдержанней выражали свои эмоции. Я немного боялась обсуждения. Но если днём все смеялись и говорили о смерти, то вечером немного грустили и говорили о нежности. Особенно было приятно, что на вечернем показе среди зрителей оказались и мои земляки. Это была невероятная поддержка.
У драматургов есть надежда, что эскизы по их пьесам выльется в полноценные спектакли, которые войдут в репертуар театра «Суббота».
Фото: Алексей Иванов, театр «Суббота»