Каждую субботу к зданию из красного кирпича на углу улиц Советской и Радищева спешит священник Дионисий Растопчин. Он настоятель Толгского храма, расположенного в этих старинных стенах, хотя верующие больше знают его как настоятеля другого храма – Сретенского и как благочинного города Рыбинска.
Здесь, в бывшем Толгском подворье, с прошлого года началась работа. Рыбинцы, мечтающие о возрождении городской святыни, засучили рукава и принялись за дело. Убирают и вывозят мусор, расчищают территорию вокруг здания, наводят порядок внутри помещений.
Толгское подворье считалось самым богатым в дореволюционном Рыбинске. Строить его начали в 1902 году. Закладной камень освятил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Через год здание было достроено, а в 1904 году на колокольню Толгского храма были повешены первые колокола. Сам храм был на втором этаже. Под алтарем, на первом этаже, располагалась часовня, и здесь же были подсобные помещения: кухня, трапезная и братские кельи.
Со зданием красного кирпича связано имя еще одного святого. В 1917-1918 годах заведующим подворья был Иосиф Баранов, преподобномученик. В начале 1900-х иеромонах служил на пароходе Добровольного флота «Киев», на броненосце Черноморского флота «Георгий Победоносец». Когда в 1914 году началась Первая мировая война, полковой священник отправился на фронт. В тяжелых многодневных боях он находился на передовой при перевязочном отряде. За боевые заслуги Иосиф Баранов был награжден орденом святой Анны третьей степени и двумя орденами святой Анны второй степени, что говорит о его деятельном участии в поддержке воинов. После неудачного белогвардейского восстания в Рыбинске последовал красный террор. Его жертвой стал и Иосиф Баранов. 20 августа 1918 года его расстреляли на берегу Черемухи. В начале ХХI века он был канонизирован.
В 1921 году Толгский храм был закрыт. Церковные главы снесены, кресты с них сброшены, но само здание уцелело. В разные годы в нем находились склады, парашютное звено, дом учителя, библиотека, различные фирмы.
В 2007 году началась реставрация памятника. Работы по восстановлению взяла на себя старообрядческая община. Изначально планировалось, что здание будет передано им, но не случилось. Тем не менее работу старообрядцы проделали колоссальную. Их трудами Толгскому подворью стал возвращаться прежний облик: заново возведена колокольня, открылся купол, установлен крест, в части помещений восстановлена кладка, залиты полы.
Сейчас реставрация приостановлена. Здание Толгского подворья принадлежит городу. Часть помещений в нем по-прежнему занимает старообрядческая община на условиях безвозмездного пользования, часть – Рыбинская епархия РПЦ на тех же условиях.
Глобальных работ здесь не ведется, но начиная с августа в подворье собираются прихожане – на молитву и субботники.
— Епархии это здание не принадлежит, но нам разрешили наводить здесь порядок, – говорит священник Дионисий. – Реставраторы, которые вели проект, дают нам четкие указания, что можно делать, а чего категорически нельзя. Все работы выполняем только с их разрешения. Например, отбиваем отваливающуюся штукатурку, убираем и вывозим строительный мусор и хлам, оставшийся от располагавшихся здесь организаций.
В комнате, которую арендует епархия, голый бетонный пол, облупившаяся краска на стенах. Условия спартанские, но минимум удобств здесь все-таки есть.
— Работает центральное отопление. Собор отдал шкафы, прихожане привезли стол, принесли свои чашки – с миру по нитке. Можно погреться, выпить чаю, пообщаться после работы. А это уже немало, тем более в зимние холода, — говорит настоятель.
Наиболее активные участники субботников в подворье – это женщины. Дети тоже помогают по силам своим: метут, подносят стройматериалы. Подростки учатся работе с деревом, укладке кирпича.
— Я замечаю, как благодаря общему труду ребята, наша молодежь меняется, по-другому начинает смотреть на Рыбинск и его историю, – говорит священник.
Он мечтает вернуть Рыбинску одно из красивейших зданий, вдохнуть в старинные стены новую духовную жизнь. И как реалист понимает: процесс этот не будет быстрым.
— Есть желание восстановить центральный барабан храма. Шла речь и о восстановлении пятиглавия. Но окончательное решение примут реставраторы. Разговор об этом можно будет продолжить, когда у нас на руках будет принятый всеми инстанциями проект реставрации.
Я люблю Рыбинск
Эх наша сущность русская: сначала разрушим до основания, потом восстанавливаем! Не любим мы своё, русское…
вот это красивое здание,я б даже тоже поработал на выходных,где записаться можно?а вот гнилушки деревянные в центре сохранять,не надо,снести лучше
Это только ваше мнение, так как одни старые деревянные здания другим рознь.
Дорогая редакция, было бы здорово, если бы вы рассказали о староверах старого Рыбинска. Карякин был одним из них?