— Я верующая, но не набожна, вряд ли надену косынку и длинную юбку, но мне нравится то, что я делаю и воспринимаю это как искусство. Как писали когда-то Мадонн с младенцами, – поправляя розовые волосы, рассказывает Валерия Ацполь.
Уже 20 лет она пишет иконы. Первую изобразила в 17, когда училась в Палехском художественном училище им. Горького. Пока однокурсники веселились в общежитии, девушка из Рыбинска зарабатывала на жизнь.
В детстве Лера занималась и музыкой, и танцами, ходила в разные кружки, но больше всего ей нравилось рисовать, а главное – получалось.
— Точные науки мне не давались. Остановилась на художке. С нее все и началось. После школы поступила в Палех, на отделение лаковой миниатюры. В один год мы изучали иконопись – одинаково ювелирная работа, – рассказывает мастер. – В итоге оказалось, что известные на весь мир палехские шкатулки в Рыбинске непопулярны, трудности возникают уже на этапе изготовления – отполировать их негде. А вот иконы имели успех. В городе несколько иконописных мастерских. В нужное русло меня направил дядюшка, художник Евгений Лимарев.
Валерия работала в Рыбинске и в Москве, писала иконы для храмов и частных лиц. Она хорошо владеет разными техниками, набила руку и создать образ может за пять дней. Исключение – многоликие иконы. Например, икону «Собор Ростово-Ярославских святых» мастер писала 4 месяца.
Икона – образ: легкий, изящный, понятный. С сюжетами здесь все канонично. Если в церковном сюжете говорится, что сошел святой дух в виде голубини, то он должен быть изображен в виде голубя, и никак иначе. Если Богородица в красных одеждах, зелеными их написать нельзя, так же как и сложить по-другому ее руки. А вот клейма – поле для фантазии художника. Можно украсить их орнаментом, цветами и ягодами.
Впрочем, материалы для создания иконы на протяжении веков тоже остаются традиционными: пигменты, желток куриного яйца и столовый уксус. Кто-то их смешивает, Лера покупает готовые краски в магазинах для творчества, а затем покрывает желтком, который продлевает жизнь иконы. Кисти по старинке используются из соболя, белки, горного колонка.
Создание иконы – процесс длительный и трудоемкий, и участвует в нем не только художник. Основу для иконы делает столяр. В идеале доска должна быть из липы – она мягче березы и плотная. Затем основа через паволоку – ткань или бумагу – покрывается левкасом – специальной смесью из мела, пластификатора и олифы. Оптимально – 15-20 слоев. После зачистки можно писать.
— Я редко делаю набросок на бумаге, сразу пишу на доске, рука уже набита, – объясняет Лера. – Первыми пишутся одежды, горки, палаты, растения и лишь в последнюю очередь – лики святых. Лики пишутся по-разному, в том числе плавями – жидко разведенными красками, так, чтобы один цвет неприметно перетекал в другой. Я и по сырому иногда делаю румянец или тени вплавляю в сырой слой. Золочу только настоящим сусальным золотом – имитация окисляется и зеленеет, и тогда икона теряет вид.
Высохшие краски покрывают лаком – так цвет становится глубже. Чаще для покрытия используют олифу – ее можно снять для реставрации, а вот с лаком этот трюк не пройдет.
В Средневековье иконописец должен был обладать высоким уровнем личных и душевных качеств, вести праведный и аскетичный образ жизни, чтобы передать святость сакрального образа. Времена меняются. Девушка с розовыми волосами совмещает иконопись со светской работой, ходит на спортивные тренировки и веселится с подругами. И говорит, вполне могла бы делать и татуировки, было бы медицинское образование.
Единственное, без чего она не берется за написание образа, – настроение. С плохим дело просто не пойдет, считает Лера.
Иконы, созданные Ацполь, находятся в России и за рубежом – в Италии, Франции, США.
В 2016-м, когда Лера сидела в декрете со вторым ребенком, ей предложили поучаствовать в фестивале ETHNO АRT FEST. Так, две ее иконы – «Святая Анастасия» и «Богородица Неувядаемый цвет» были включены в международный альбом-каталог.
Судя по фото, дело поставлено на поток. Молодец: и детишек нарисовать успела между делом. Бог в помощь!