— Так-так, аккуратно встаем, держитесь крепче за меня, я сильная! Вот я вас покачаю и на счет три пересажу. Сейчас на коляске поедем на гастроскопию. Специалисты у нас отличные. Я вас подожду, все будет хорошо.
Женщина в платке оборачивает свою талию поясом, похожим на атлетический, и готовится поднять человека с кровати. Вокруг пояса нашиты ручки, за них обессиленный человек может ухватиться, чтобы встать. Так удобнее и безопаснее для спины поднимающего.
— Почему такое внимание спине? После того, как в доме появляется лежачий или ослабленный больной, родственники в первый же месяц срывают спину. И вместо одного лежачего получается целая семья с позвоночными грыжами, – поясняет Юлия Воробьева, старшая сестра рыбинской Общины сестер милосердия.
Вокруг кровати еще два десятка людей – многие с блокнотами, все напряженно наблюдают за ходом упражнения. Комната в здании Епархии – полная имитация больничной палаты. Кровати, простыни, инвалидные коляски, утки, кувшины для мытья, тазики. Идет интенсив по уходу за лежачим больным в рыбинской Общине сестер милосердия.
— Уход за постинсультным пациентом – длинный тяжелый марафон. Сегодня семьи в таком положении остаются одни и сами опытным путем нащупывают, как перевернуть, накормить, умыть. И главное – как поддержать тяжелого пациента и самому не выгореть, – продолжает Воробьева.
Такому, и правда, нигде не учат. Постинсультников из больниц выписывают на руки растерянным родственникам. И те набивают шишки, выгорают, сдаются… и сдают родных – в дома престарелых, в социальные палаты. О службе сопровождения, которая приходила бы на дом и хотя бы обучала людей уходу, можно лишь мечтать. Родным негде узнать тысячи мелких хитростей, способных облегчить жизнь лежачего больного. А вместе с ним и целой семьи.
Подобные службы создаются, но пока только в столице и только на благотворительной основе. К примеру, московский хоспис «Дом с маяком» для паллиативных детей. Их семьям здесь предоставляют дорогие коляски и спецпитание, в семьи приходят бесплатные сиделки, чтобы родители могли работать. Время от времени ребенка забирают в хоспис, чтобы дать родственникам отдохнуть. Регионам до такого еще далеко.
В Рыбинске делают первые шаги в паллиативной помощи. И это инициатива не Минздрава или Минсоцзащиты, а Епархии. С 1 по 4 февраля в Общине сестер милосердия прошел интенсивный курс по уходу за лежачими и ослабленными больными.
«С мужчинами не сюсюкать, с ними только по делу!»
Обучение 25 человек из Рыбинска, Тутаева, Данилова провели профессионалы – из Москвы приехали педагоги учебного центра больницы святителя Алексия, сами полжизни проработавшие с лежачими больными. Расписание плотное, 72 часа учебы – теория и четыре дня практики.
— До практики проделали большую самостоятельную работу, изучили темы: особенности старения организма, осложнения у лежачих пациентов, профилактика пролежней, инфекционная безопасность и многое другое. Прорабатывали видеоматериалы – как посадить, как накормить, – перечисляют сестры.
И наконец, экзамен. Группа получает задание, участники собрались вокруг следующей койки. «Мужчина 90 лет, низкое давление, генетическое заболевание суставов, передвигается при помощи ходунков, мокрая простыня». Пока их коллеги решают эту задачу, каждый прикидывает: а что я сделал бы, как подошел, что сказал. Как лучше поднять – птичкой? Скользящая простыня здесь нужна или можно обойтись? Пояс потребуется, или пациент в силах пересесть сам? Поддерживать на стуле, или он сам усидит? Как успокоить перед процедурой?
— Давайте обсудим задание, – предлагает педагог. – Молодцы, что предложили самому навести гигиену. Предложили выбор – еще посидим или ляжем. А вот самим приседать на койку можно лишь с разрешения пациента – это его личное пространство, дайте пациенту сохранить достоинство. И зря рванулись его пересаживать: он не лежачий, пользуется ходунками, и заболевание суставов генетическое, он с ним давно сдружился. Пересел бы сам, пусть и с вашей небольшой помощью. Сохраняем крохи самостоятельности, интимности у пациента. И много хлопотали вокруг, было много слов: с мужчинами не сюсюкать, только по делу.
Некоторые участники во взрослых подгузниках прямо поверх одежды. Сейчас не до внешнего вида! Интенсивность учебы так высока, что в запарке не успели снять с момента, когда были «пациентом». От койки к койке участники передвигаются чуть ли не бегом: нужно овладеть тысячей мелочей, боятся упустить хоть слово педагогов. Обучение идет с раннего утра до позднего вечера.
И кажется, участникам совсем некогда передохнуть. Кстати, в подгузнике побывал каждый ученик, каждого приподнимали, пересаживали. И как говорят люди с медицинским опытом, почувствовать себя в роли беспомощного пациента – очень терапевтично.
— Я работала санитаркой в реанимации несколько лет, – говорит Юлия из Данилова. – Помню, как механически все делала, даже уходом не назовешь, скорее, обработка. Хочется работать по-другому – облегчать и душевные страдания. Здесь узнала много важных мелочей, к примеру, про значимость личного пространства пациента.
Кстати, Юлия и четверо ее коллег уже точно знают, где будут работать – с помощью москвичей Епархия открывает в Данилове хоспис. А что в Рыбинске? Где пригодятся навыки, приобретенные сестрами? Епархия рассматривает возможность создать консультационный Центр, куда может обратиться любая рыбинская семья с лежачим больным.
— А пока сестры применят полученные навыки в семьях их приходов. Они обучат навыкам ухода за лежачим и ослабленным пациентом. Это поможет избежать пролежней и инфекций. А ухаживающих избавит от травм позвоночника, – говорит иерей Иоанн Перевезенцев, духовник Общины сестер милосердия.
Актуально будет также обучить население терапевтической и хирургической помощи.
А также стоматологической помощи и, особенно, зубопротезированию!)))