Главное Темы 17 февраля 2021

Будущее создается сейчас

Каким будет Рыбинск через год? А через три? Как город будет развиваться, как собирается улучшать общественный транспорт, благоустраивать спальные районы и чем будет привлекать молодежь?

Разбираемся вместе с Ольгой Харисовой, начальником управления экономического развития и инвестиций

С чего все начинается

Само понятие муниципальное управление определяется как деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий, в том числе и в сфере социально-экономического развития. В то же время богатый исторический опыт развития городов подтверждает, что грамотная деятельность муниципальной власти может сделать территорию, казалось бы, обделенную природными источниками для развития и обреченную на бедность, сильной и процветающей.

Особая роль в этом отводится прогнозированию социально-экономических процессов. А прогнозирование в экономике наиболее ярко отражает выражение «Предупрежден — значит вооружен».

Умеренный позитив

Рыбинск смотрит в будущее – определяет пути развития и точки роста, думает, на чем сконцентрировать свои ресурсы, анализирует проблемы и ищет пути их решения. На бумаге шаги в день завтрашний отражаются в стратегии и прогнозе социально-экономического развития. Эти документы разработаны специалистами управления экономического развития и инвестиций.

— Прогноз социально-экономического развития на среднесрочный период (2021-2023 годы) разрабатывается исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, социальной структуры, перспектив изменения указанных факторов по городу и показателей социально-экономического развития по России в целом. Тенденции накладываются на фактическую информацию предыдущих периодов. Руководствуясь этими данными, мы проводим планомерный анализ целого ряда данных по демографии, работе предприятий, торговле и так далее, прогнозируем ситуацию в будущем, — поясняет Ольга Харисова.

2020 год с пандемией, ковидными ограничениями в работе предприятий и организаций не мог не внести свои коррективы. 2021 год будет нести на себе последствия пандемии коронавируса. В администрации смотрят в будущее без розовых очков. На текущий год у аналитиков прогноз умеренно позитивный. Несмотря на то, что Рыбинск имеет потенциально хороший источник доходов в виде налогов, большая их часть уйдет в вышестоящие бюджеты.

— Мы не предвидим какого-то колоссального роста доходов, инвестиций, зарплат, — говорит Харисова. — Учитываем изменения в законодательстве, особенно налоговом. В прошлом году в РФ было принято окончательное решение об отмене ЕНВД. С этого года организации и предприниматели перешли на другие налоговые режимы: патентную систему, упрощенную или общую. Для города это имеет принципиальное значение. Налоговые отчисления с патента попадают в городской бюджет, а с упрощенной системы – в областной. С одной стороны, вполне понятное желание – выровнять возможности муниципальных образований, у которых нет промышленности, и им нужны средства на развитие. С другой – мы, Рыбинск, оказываемся в невыгодной ситуации, когда большая часть налогов к нам не возвращается.

Наполняемость городской казны – одна из главных задач, которую администрация решает в сегодняшних непростых условиях. Источники доходов ограничены. Если с налогами ситуация более менее понятная, то неналоговые поступления от сдачи в аренду и реализации муниципального имущества в 2021 году сложнее. Они запланированы на уровне 50,2 млн рублей. Однако ситуация осложняется тем, что на сегодняшний день, по словам Харисовой, практически все ликвидное имущество – здания, помещения, земельные участки – уже продано.

В полный рост встает вопрос: где взять деньги, которых бы хватило не только на «поддержание штанов», но и на развитие города?

DCIM100MEDIADJI_0007.JPG

Большинство – заводчане

В экономике города сейчас занято 94 тысячи человек, это половина жителей Рыбинска. 11% населения работают в сфере образования и столько же – в здравоохранении. На секторы госуправления и обеспечения безопасности приходится 7%. Транспортировкой и хранением занимаются 5% горожан. Торгуют (оптом и в розницу) всего 4% горожан, несмотря на ощущения, что магазины и ТЦ у нас повсюду. Столько же рыбинцев трудоустроены в сфере обеспечения электроэнергией и газом. Деятелей культуры и спортсменов у нас 2%. Финансистов – 1%. 13% – это представители прочих видов деятельности.

Но больше всего – 40% – трудятся на обрабатывающих производствах. А все предприятия и организации Рыбинска отгружают свою продукцию на сумму более ста миллиардов в год.

— У нас есть определенная специфика, — объясняет Ольга Харисова. — Еще с советской эпохи и по наши дни Рыбинск – промышленно-индустриальный город с высоким образовательным и профессиональным уровнем, а с учетом географического положения, близости столиц и уровня жизни, при котором зарплаты у нас ниже, чем на аналогичных предприятиях в столицах, на территории Рыбинска сконцентрировано большое количество предприятий Ростеха.

В среднем рыбинцы, работающие на промышленных предприятиях, получают зарплату от 30 до 40 тысяч рублей. Ниже доходы тех, кто трудится в образовании – порядка 28 тысяч. Меньше всех получают в сфере общепита и гостиничного бизнеса – около 20 тысяч рублей. А вот самые высокие средние зарплаты – в IT-сфере, свыше 60 тысяч рублей, но таких организаций у нас немного.

Лекарство против морщин

В 2020 году население Рыбинска составляло 182,9 тысячи человек. Согласно прогнозу в этом году нас станет меньше еще на 1,6 тысячи. В ближайшие три года эта тенденция сохранится, и к 2023 году, по прогнозам, в городе останется 178,4 тысячи жителей.

— Говорить о том, что мы быстро сокращающийся город, нельзя. В течение десяти лет темпы убыли населения снижаются. Коэффициент смертности потихоньку уменьшается с каждым годом, а коэффициент рождаемости увеличивается. Но, несмотря на это, убыль населения, в том числе за счет уезжающих, по-прежнему остается одной из наших главных проблем, — говорит Ольга Харисова.

В целом эта тенденция давно и прочно обосновалась на территории всей страны. Небольшие города сокращаются в пользу крупных. Люди хотят в Москву, Санкт-Петербург, в крайнем случае – в областные центры, где выбор больше, а жизнь разнообразнее. В итоге пенсионеров у нас почти вдвое больше, чем молодежи: 30% против 16%, и те покидают родные пенаты ради жизни и учебы в столицах.

Удержать в городе талантливую молодежь, предоставить им возможность реализоваться в профессии – ради этой цели в Рыбинске выстраивается новая концепция в образовании, направленная на популяризацию точных наук. И решение демографической проблемы власти Рыбинска связывают с идеей поддержки промышленности, выступающей основным работодателем.

На территории Рыбинска работают десять предприятий Ростеха, составляющих экономический базис города. Каким же образом город может помочь заводам? Как минимум через подготовку кадров.

— Глава Рыбинска Денис Добряков не раз обращал внимание на то, что огромное количество медалистов (а это порядка ста человек каждый год) в основном – гуманитарии. А нашим предприятиям нужны технические специалисты. Для этого в школах города ведется целенаправленная работа по популяризации физико-математических направлений. Выделяются специальные призы для победителей олимпиад муниципального уровня по физике и математике. Многое делается для повышения статуса РГАТУ имени Соловьева, чтобы выпускники школ хотели поступить в наш университет и не уезжали из родного города, — говорит начальник управления. — Сам университет занимается организацией взаимодействия не только со своими коллегами из других вузов, но и с предприятиями Ростеха, находящимися в Рыбинске, Перми, Санкт-Петербурге, Москве. Мы возлагаем на это большие надежды. Если дети будут заинтересованы остаться в Рыбинске, то наши предприятия получат новую кровь, а отток молодежи сократится.

Готовый оказывать помощь и содействие крупному бизнесу, город ждет взаимности.

— В Объединенной двигателестроительной корпорации, в частности, приняты документы, на основании которых «ОДК-Сатурн» может обосновывать выделение средств на развитие города. В корпорации есть понимание: без развития городской среды нормальное функционирование предприятия в этом городе невозможно. Мы надеемся, что промышленность начнет инвестировать не только в развитие собственного производства, но и в развитие Рыбинска, — говорит Ольга Харисова.

Город для людей

В наше время все больше внимания уделяется развитию городской инфраструктуры. Этому вопросу в администрации намерены уделять особое внимание в ближайшие пять лет.

— Исторически Рыбинск строился вокруг промышленных предприятий, это были заводские поселки. И мы будем продолжать развивать качество инфраструктуры тех районов, которые сейчас называют спальными, — рассказывает Ольга Харисова. — Люди должны получать весь спектр услуг там, где они живут.

Магазинов, спасибо федеральным сетям, почти везде достаточно. Но, помимо этого, должны быть качественные дороги, продуманные парковки, образовательные учреждения, места отдыха.

— Перемены уже заметны. Появился новый парк на ул. Волочаевской, отремонтированы парки в Переборах и Волжском, произошла смена арендатора в городском сквере – благодаря неравнодушному и инициативному предпринимателю территория ожила и работает даже в зимнее время, чего раньше не было. В этом году продолжится реконструкция стадиона «Сатурн», начнется строительство ФОКОТа в Гагаринском районе. На будущее запланированы строительство крытого ледового корта у «Полета», реконструкция футбольного поля на Слипе, благоустройство дворовых и общественных территорий в разных районах города. В честь 100-летия легендарного директора ВМЗ Анатолия Герасимова запланирован ремонт площади его имени, — перечисляет Харисова.

Начала работать новая школа на Слипе, сданы два корпуса яслей в разных рыбинских районах, строятся еще детские учреждения. Запланированы проектирование и строительство школы в Прибрежном микрорайоне, детских садов на 200 мест в Заволжье-1 и Копаеве.

Многое планируется сделать к 950-летию Рыбинска: от ремонта дорог до реконструкции фонтана на площади им. Дерунова.

— К юбилею города мы ожидаем существенную помощь со стороны региона, — подчеркивает руководитель.

Глазами пассажира

— Когда специалисты анализировали наш город, они отмечали, что Рыбинск расположен достаточно компактно. По их данным, 65% жителей могут добраться до всех интересующих их мест за 10 минут на автомобиле, — говорит Харисова.

Неслучайно, наверное, рост количества автомобилей в нашем городе в пять раз выше, чем в сопоставимых по масштабу городах. Только личного транспорта, по данным 2020 года, в Рыбинске 51800, и каждый год эта цифра вырастает более чем на тысячу.

— С одной стороны, нельзя не порадоваться за рыбинцев, которые имеют возможность покупать машины. С другой – для администрации города это сигнал задуматься: а все ли в порядке с общественным транспортом, достаточно ли он развит? — размышляет начальник управления. — Отследив эту тенденцию, мы начали активно им заниматься, делать его более удобным для жителей.

Некоторые изменения рыбинцы уже успели оценить. Меняется количество машин на определенных маршрутах, на Яндекс.Картах с прошлого года отображается движение городского транспорта. Удобно, когда видишь, сколько времени нужно ждать подходящий автобус или троллейбус. Частично внедрена система безналичных расчетов – на автобусах и части маршруток.

— Сейчас 40% от объемов платежей в транспорте приходятся на долю безналичной оплаты проезда. В этом направлении нужно развиваться и дальше, — уверена Харисова.

В ближайшее время продолжится работа по организации безопасного дорожного движения. В частности, в этом году планируется установить три умных светофора, в два следующих года – еще по пять.

Микромобильность

Велосипеды, самокаты, гироскутеры и прочие компактные средства передвижения – невероятно популярная тема в крупных городах. И транспортные магистрали разгружают, и пробки сокращаются, и для здоровья полезно: движение – жизнь. В Рыбинске идея микромобильности не останется без внимания.

— Мы изучали опыт других городов, и оказывается, что велосипеды – это история не только летняя. Небольшой город Альметьевск, наиболее продвинутый в организации велодвижения, тому подтверждение. Там народ спокойно ездит на двухколесном транспорте и в зимнее время, — рассказывает Ольга Харисова.

В администрации встречались с местным велосообществом. Сейчас разрабатывается карта веломаршрутов, идет проектирование велодорожек. На основании информации с трекеров велосипедистов сформирована карта их наибольшей активности. В основном велодорожки повторят эти трекеры. А первый вариант удобного безопасного пути для велосипедистов будет сформирован на Волжской набережной от моста до «Полета» в течение этого года.

Превращение в жемчужину

Туризм для Рыбинска – потенциальная точка роста, считает Ольга Харисова:

– Пусть сейчас на туризм в социально-экономическом развитии делается не основная ставка, но мы видим здесь большой потенциал.

Сейчас в Рыбинске работает 35 турагентств, разработано 40 маршрутов по городу. Гостей могут принять 42 пункта общественного питания, 15 гостиниц, прошедших процедуру классификации.

— Если удастся реализовать все задуманное – разработать интересные, востребованные туристические концепции, вдохновить ими действующих игроков индустрии гостеприимства и подтянуть новых, чтобы улучшить туристический сервис, то у нас есть все шансы стать местом притяжения и жемчужиной на Волге, — уверена начальник управления.

Можно много говорить о том, каким хотелось бы видеть Рыбинск, и что его ждет в будущем. Дорогу осилит идущий. И еще тот, у кого есть четкие и обоснованные планы. Без иллюзий и розовых очков. Но и без пессимистичных стенаний о будущем Рыбинска. Для экономического прогноза нужны реалистичный взгляд и точные данные. И умение определять главное для роста города и его жителей.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Александра 21:59 | 18 Февраль 2021

О каком «городе для людей» вы говорите!? Если с такой простой, казалось бы, проблемой, как сжигание покрышек и прочего мусора в шиномонтажке на ул. Черепанова, не решается проблема с 2017 года. Сея организация находится в 50 метрах от жилых домов и школы №30, и каждый божий день дети травятся канцерогенами и прочими ядами, образующимися при сжигании шин. Вонь стоит такая, что порой накрывает весь район «Веретье-3». И хоть бы раз, хоть на жалкие 3 месяца, приостановили эту порочную деятельность! А, по-хорошему, работать шиномонтажкам в этом месте нужно категорически запретить! Ведь рядом не только школа, множество домов, но и детская поликлиника, и два детских садика.

    Ольга Гржибовская 13:38 | 19 Февраль 2021

    Александра, информация о нарушениях, о которой вы сообщили, передана в комитет государственного экологического надзора (Ярославль).
    В ближайшее время будут проведены проверки по факту сжигания покрышек и отходов. С сообщениями о неприятных запахах в районе городской застройки жители региона могут обращаться в управление Росприроднадзора — 8(800)550-80-45 или Роспотребнадзора по телефонам 8-800-555-49-43, 8-800-100-10-76, 8 (4852) 73-70-19. Просьба по возможности фиксировать факты нарушения на фото или видео и направлять в областной департамент охраны окружающей среды и природопользования. Если на данный момент у вас есть фото-доказательства сжигания, просьба также направить в департамент.
    В экологический отдел Рыбинска обращений, жалоб по поводу сжигания покрышек в гаражах на у. Черепанова не поступало.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме