Само понятие муниципальное управление определяется как деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий, в том числе и в сфере социально-экономического развития. В то же время богатый исторический опыт развития городов подтверждает, что грамотная деятельность муниципальной власти может сделать территорию, казалось бы, обделенную природными источниками для развития и обреченную на бедность, сильной и процветающей.
Особая роль в этом отводится прогнозированию социально-экономических процессов. А прогнозирование в экономике наиболее ярко отражает выражение «Предупрежден — значит вооружен».
Рыбинск смотрит в будущее – определяет пути развития и точки роста, думает, на чем сконцентрировать свои ресурсы, анализирует проблемы и ищет пути их решения. На бумаге шаги в день завтрашний отражаются в стратегии и прогнозе социально-экономического развития. Эти документы разработаны специалистами управления экономического развития и инвестиций.
— Прогноз социально-экономического развития на среднесрочный период (2021-2023 годы) разрабатывается исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, социальной структуры, перспектив изменения указанных факторов по городу и показателей социально-экономического развития по России в целом. Тенденции накладываются на фактическую информацию предыдущих периодов. Руководствуясь этими данными, мы проводим планомерный анализ целого ряда данных по демографии, работе предприятий, торговле и так далее, прогнозируем ситуацию в будущем, — поясняет Ольга Харисова.
2020 год с пандемией, ковидными ограничениями в работе предприятий и организаций не мог не внести свои коррективы. 2021 год будет нести на себе последствия пандемии коронавируса. В администрации смотрят в будущее без розовых очков. На текущий год у аналитиков прогноз умеренно позитивный. Несмотря на то, что Рыбинск имеет потенциально хороший источник доходов в виде налогов, большая их часть уйдет в вышестоящие бюджеты.
— Мы не предвидим какого-то колоссального роста доходов, инвестиций, зарплат, — говорит Харисова. — Учитываем изменения в законодательстве, особенно налоговом. В прошлом году в РФ было принято окончательное решение об отмене ЕНВД. С этого года организации и предприниматели перешли на другие налоговые режимы: патентную систему, упрощенную или общую. Для города это имеет принципиальное значение. Налоговые отчисления с патента попадают в городской бюджет, а с упрощенной системы – в областной. С одной стороны, вполне понятное желание – выровнять возможности муниципальных образований, у которых нет промышленности, и им нужны средства на развитие. С другой – мы, Рыбинск, оказываемся в невыгодной ситуации, когда большая часть налогов к нам не возвращается.
Наполняемость городской казны – одна из главных задач, которую администрация решает в сегодняшних непростых условиях. Источники доходов ограничены. Если с налогами ситуация более менее понятная, то неналоговые поступления от сдачи в аренду и реализации муниципального имущества в 2021 году сложнее. Они запланированы на уровне 50,2 млн рублей. Однако ситуация осложняется тем, что на сегодняшний день, по словам Харисовой, практически все ликвидное имущество – здания, помещения, земельные участки – уже продано.
В полный рост встает вопрос: где взять деньги, которых бы хватило не только на «поддержание штанов», но и на развитие города?
В экономике города сейчас занято 94 тысячи человек, это половина жителей Рыбинска. 11% населения работают в сфере образования и столько же – в здравоохранении. На секторы госуправления и обеспечения безопасности приходится 7%. Транспортировкой и хранением занимаются 5% горожан. Торгуют (оптом и в розницу) всего 4% горожан, несмотря на ощущения, что магазины и ТЦ у нас повсюду. Столько же рыбинцев трудоустроены в сфере обеспечения электроэнергией и газом. Деятелей культуры и спортсменов у нас 2%. Финансистов – 1%. 13% – это представители прочих видов деятельности.
Но больше всего – 40% – трудятся на обрабатывающих производствах. А все предприятия и организации Рыбинска отгружают свою продукцию на сумму более ста миллиардов в год.
— У нас есть определенная специфика, — объясняет Ольга Харисова. — Еще с советской эпохи и по наши дни Рыбинск – промышленно-индустриальный город с высоким образовательным и профессиональным уровнем, а с учетом географического положения, близости столиц и уровня жизни, при котором зарплаты у нас ниже, чем на аналогичных предприятиях в столицах, на территории Рыбинска сконцентрировано большое количество предприятий Ростеха.
В среднем рыбинцы, работающие на промышленных предприятиях, получают зарплату от 30 до 40 тысяч рублей. Ниже доходы тех, кто трудится в образовании – порядка 28 тысяч. Меньше всех получают в сфере общепита и гостиничного бизнеса – около 20 тысяч рублей. А вот самые высокие средние зарплаты – в IT-сфере, свыше 60 тысяч рублей, но таких организаций у нас немного.
В 2020 году население Рыбинска составляло 182,9 тысячи человек. Согласно прогнозу в этом году нас станет меньше еще на 1,6 тысячи. В ближайшие три года эта тенденция сохранится, и к 2023 году, по прогнозам, в городе останется 178,4 тысячи жителей.
— Говорить о том, что мы быстро сокращающийся город, нельзя. В течение десяти лет темпы убыли населения снижаются. Коэффициент смертности потихоньку уменьшается с каждым годом, а коэффициент рождаемости увеличивается. Но, несмотря на это, убыль населения, в том числе за счет уезжающих, по-прежнему остается одной из наших главных проблем, — говорит Ольга Харисова.
В целом эта тенденция давно и прочно обосновалась на территории всей страны. Небольшие города сокращаются в пользу крупных. Люди хотят в Москву, Санкт-Петербург, в крайнем случае – в областные центры, где выбор больше, а жизнь разнообразнее. В итоге пенсионеров у нас почти вдвое больше, чем молодежи: 30% против 16%, и те покидают родные пенаты ради жизни и учебы в столицах.
Удержать в городе талантливую молодежь, предоставить им возможность реализоваться в профессии – ради этой цели в Рыбинске выстраивается новая концепция в образовании, направленная на популяризацию точных наук. И решение демографической проблемы власти Рыбинска связывают с идеей поддержки промышленности, выступающей основным работодателем.
На территории Рыбинска работают десять предприятий Ростеха, составляющих экономический базис города. Каким же образом город может помочь заводам? Как минимум через подготовку кадров.
— Глава Рыбинска Денис Добряков не раз обращал внимание на то, что огромное количество медалистов (а это порядка ста человек каждый год) в основном – гуманитарии. А нашим предприятиям нужны технические специалисты. Для этого в школах города ведется целенаправленная работа по популяризации физико-математических направлений. Выделяются специальные призы для победителей олимпиад муниципального уровня по физике и математике. Многое делается для повышения статуса РГАТУ имени Соловьева, чтобы выпускники школ хотели поступить в наш университет и не уезжали из родного города, — говорит начальник управления. — Сам университет занимается организацией взаимодействия не только со своими коллегами из других вузов, но и с предприятиями Ростеха, находящимися в Рыбинске, Перми, Санкт-Петербурге, Москве. Мы возлагаем на это большие надежды. Если дети будут заинтересованы остаться в Рыбинске, то наши предприятия получат новую кровь, а отток молодежи сократится.
Готовый оказывать помощь и содействие крупному бизнесу, город ждет взаимности.
— В Объединенной двигателестроительной корпорации, в частности, приняты документы, на основании которых «ОДК-Сатурн» может обосновывать выделение средств на развитие города. В корпорации есть понимание: без развития городской среды нормальное функционирование предприятия в этом городе невозможно. Мы надеемся, что промышленность начнет инвестировать не только в развитие собственного производства, но и в развитие Рыбинска, — говорит Ольга Харисова.
В наше время все больше внимания уделяется развитию городской инфраструктуры. Этому вопросу в администрации намерены уделять особое внимание в ближайшие пять лет.
— Исторически Рыбинск строился вокруг промышленных предприятий, это были заводские поселки. И мы будем продолжать развивать качество инфраструктуры тех районов, которые сейчас называют спальными, — рассказывает Ольга Харисова. — Люди должны получать весь спектр услуг там, где они живут.
Магазинов, спасибо федеральным сетям, почти везде достаточно. Но, помимо этого, должны быть качественные дороги, продуманные парковки, образовательные учреждения, места отдыха.
— Перемены уже заметны. Появился новый парк на ул. Волочаевской, отремонтированы парки в Переборах и Волжском, произошла смена арендатора в городском сквере – благодаря неравнодушному и инициативному предпринимателю территория ожила и работает даже в зимнее время, чего раньше не было. В этом году продолжится реконструкция стадиона «Сатурн», начнется строительство ФОКОТа в Гагаринском районе. На будущее запланированы строительство крытого ледового корта у «Полета», реконструкция футбольного поля на Слипе, благоустройство дворовых и общественных территорий в разных районах города. В честь 100-летия легендарного директора ВМЗ Анатолия Герасимова запланирован ремонт площади его имени, — перечисляет Харисова.
Начала работать новая школа на Слипе, сданы два корпуса яслей в разных рыбинских районах, строятся еще детские учреждения. Запланированы проектирование и строительство школы в Прибрежном микрорайоне, детских садов на 200 мест в Заволжье-1 и Копаеве.
Многое планируется сделать к 950-летию Рыбинска: от ремонта дорог до реконструкции фонтана на площади им. Дерунова.
— К юбилею города мы ожидаем существенную помощь со стороны региона, — подчеркивает руководитель.
— Когда специалисты анализировали наш город, они отмечали, что Рыбинск расположен достаточно компактно. По их данным, 65% жителей могут добраться до всех интересующих их мест за 10 минут на автомобиле, — говорит Харисова.
Неслучайно, наверное, рост количества автомобилей в нашем городе в пять раз выше, чем в сопоставимых по масштабу городах. Только личного транспорта, по данным 2020 года, в Рыбинске 51800, и каждый год эта цифра вырастает более чем на тысячу.
— С одной стороны, нельзя не порадоваться за рыбинцев, которые имеют возможность покупать машины. С другой – для администрации города это сигнал задуматься: а все ли в порядке с общественным транспортом, достаточно ли он развит? — размышляет начальник управления. — Отследив эту тенденцию, мы начали активно им заниматься, делать его более удобным для жителей.
Некоторые изменения рыбинцы уже успели оценить. Меняется количество машин на определенных маршрутах, на Яндекс.Картах с прошлого года отображается движение городского транспорта. Удобно, когда видишь, сколько времени нужно ждать подходящий автобус или троллейбус. Частично внедрена система безналичных расчетов – на автобусах и части маршруток.
— Сейчас 40% от объемов платежей в транспорте приходятся на долю безналичной оплаты проезда. В этом направлении нужно развиваться и дальше, — уверена Харисова.
В ближайшее время продолжится работа по организации безопасного дорожного движения. В частности, в этом году планируется установить три умных светофора, в два следующих года – еще по пять.
Велосипеды, самокаты, гироскутеры и прочие компактные средства передвижения – невероятно популярная тема в крупных городах. И транспортные магистрали разгружают, и пробки сокращаются, и для здоровья полезно: движение – жизнь. В Рыбинске идея микромобильности не останется без внимания.
— Мы изучали опыт других городов, и оказывается, что велосипеды – это история не только летняя. Небольшой город Альметьевск, наиболее продвинутый в организации велодвижения, тому подтверждение. Там народ спокойно ездит на двухколесном транспорте и в зимнее время, — рассказывает Ольга Харисова.
В администрации встречались с местным велосообществом. Сейчас разрабатывается карта веломаршрутов, идет проектирование велодорожек. На основании информации с трекеров велосипедистов сформирована карта их наибольшей активности. В основном велодорожки повторят эти трекеры. А первый вариант удобного безопасного пути для велосипедистов будет сформирован на Волжской набережной от моста до «Полета» в течение этого года.
Туризм для Рыбинска – потенциальная точка роста, считает Ольга Харисова:
– Пусть сейчас на туризм в социально-экономическом развитии делается не основная ставка, но мы видим здесь большой потенциал.
Сейчас в Рыбинске работает 35 турагентств, разработано 40 маршрутов по городу. Гостей могут принять 42 пункта общественного питания, 15 гостиниц, прошедших процедуру классификации.
— Если удастся реализовать все задуманное – разработать интересные, востребованные туристические концепции, вдохновить ими действующих игроков индустрии гостеприимства и подтянуть новых, чтобы улучшить туристический сервис, то у нас есть все шансы стать местом притяжения и жемчужиной на Волге, — уверена начальник управления.
Можно много говорить о том, каким хотелось бы видеть Рыбинск, и что его ждет в будущем. Дорогу осилит идущий. И еще тот, у кого есть четкие и обоснованные планы. Без иллюзий и розовых очков. Но и без пессимистичных стенаний о будущем Рыбинска. Для экономического прогноза нужны реалистичный взгляд и точные данные. И умение определять главное для роста города и его жителей.
О каком «городе для людей» вы говорите!? Если с такой простой, казалось бы, проблемой, как сжигание покрышек и прочего мусора в шиномонтажке на ул. Черепанова, не решается проблема с 2017 года. Сея организация находится в 50 метрах от жилых домов и школы №30, и каждый божий день дети травятся канцерогенами и прочими ядами, образующимися при сжигании шин. Вонь стоит такая, что порой накрывает весь район «Веретье-3». И хоть бы раз, хоть на жалкие 3 месяца, приостановили эту порочную деятельность! А, по-хорошему, работать шиномонтажкам в этом месте нужно категорически запретить! Ведь рядом не только школа, множество домов, но и детская поликлиника, и два детских садика.
Александра, информация о нарушениях, о которой вы сообщили, передана в комитет государственного экологического надзора (Ярославль).
В ближайшее время будут проведены проверки по факту сжигания покрышек и отходов. С сообщениями о неприятных запахах в районе городской застройки жители региона могут обращаться в управление Росприроднадзора — 8(800)550-80-45 или Роспотребнадзора по телефонам 8-800-555-49-43, 8-800-100-10-76, 8 (4852) 73-70-19. Просьба по возможности фиксировать факты нарушения на фото или видео и направлять в областной департамент охраны окружающей среды и природопользования. Если на данный момент у вас есть фото-доказательства сжигания, просьба также направить в департамент.
В экологический отдел Рыбинска обращений, жалоб по поводу сжигания покрышек в гаражах на у. Черепанова не поступало.
а может ли роспотребнадзор решить вопрос по превышению выбросов и шума от дороги на улице Бульварная в Рыбинске? в 2021 году по ней направили весь поток автомашин едущих из центра на слип и заволжье, перекрыв проезд по Соборной площади и по набережной. Это стал ад. дорогу там стало не перейти, все время стоящие пробки, вонь и шум от необслуженных автомобилей, от дизелей… в межсезонье вообще ужас и грязь в 2023 году отчитываются что там ремонтируют набережную для туристов и горожан — А какой в этом смысл? если оставить ситуацию как она стала после перекрытия соборной площади и набережной — поток машин (после ремонта волжского моста)снова там возобновится и никому не будет там приятно. РАсматривает ли Администрация как то развести поток машин на слип через специально предусмотренный лоя этого путепровод вдали от застройки — по акведуку? светофоры там если поставить то будет неплохо для автомобилистов — и пропускная способность той дороги вполне достаточна чтобы не загаживать наьбережную Черемухи. плс можно было бы ночью разрешить проезд по СОборной площади — обещственный транспорт после 11 вечера не ходит сейчас, туристоы ночью там тоже нет, почему там не разрешить проезжать? зимой там вообще никого нет ночью… Если не Роспотребнадзор то кто за это отвечает, к кому направлять запросы на разьяснения и предложения по оптимизации движения с целью повышения привлекательности даннго района Рыбинска для туристов и горожан?