Эта история уходит в начало двухтысячных, когда на берегу Рыбинского моря в микрорайоне Переборы начал активную работу грузовой порт.
Тогда ООО «Фирма «МВК» — «Многопрофильная водная компания» — получила лицензию на разработку месторождения речных песков и приобрела грузовой флот.
Порт «МВК» расположен на берегу Рыбинского водохранилища, что вполне естественно и не вызывает вопросов. Неестественным является нахождение погрузочно-разгрузочного узла и прочих многочисленных производственных строений рядом с многоэтажными жилыми домами и единственной в поселке летней зоной отдыха – переборским пляжем.
Круглосуточная работа техники, тяжелогрузные машины на дорогах Перебор — все это создает жителям неудобства. И это мягко сказано.
«Уже много лет идет борьба с деятельностью фирмы «МВК», — пишут жители Перебор в очередной жалобе. — С наступлением лета и пляжного сезона проблемы обостряются. Сотни людей устремляются на пляж микрорайона Переборы, маленькие дети, мамы с колясками, пенсионеры, инвалиды идут по дороге, по которой постоянно несутся большегрузные автомобили, груженные гравием, песком, другими строительными материалами, поднимая за собой клубы пыли. Работа фирмы «МВК» не прекращается ни днем, ни ночью, жизнь людей в близлежащих домах превратилась в ад».
Подобных писем в администрацию Рыбинска, губернатору, федеральным депутатам и даже президенту – несколько десятков. Индивидуальных и коллективных, гневных и умоляющих, возмущенных и требовательных. Жители просят проверить законность постройки многочисленных ангаров на берегу в районе пляжа, остановить разрушение городских дорог, а еще лучше – прекратить работу порта.
Одно из писем, под которым поставили подписи 3.5 тысячи человек, привело к промежуточному результату. Улицу Спортивную, по которой двигаются тяжелогрузы из порта «МВК», в 2012 году фирма отремонтировала. Однако уже тогда в администрации заявили:
— По градостроительным нормам причал с разгрузкой сыпучих материалов находиться здесь не должен. Деятельность по перевозке грузов должна быть прекращена.
Позже чиновники подтвердили: законные интересы жителей микрорайона Переборы нарушены «результатом деятельности фирмы «МВК», в том числе по повышенному уровню шума, производимого погрузочно-разгрузочной техникой круглосуточно, запылению воздуха от погрузки-разгрузки сыпучих материалов (песок, гравий), загрязнению акватории пляжа масляными отходами, перевозки сыпучих материалов большегрузными автомобилями без брезентовых тентов по центральным улицам микрорайона».
Но вопрос о существовании порта МВК остается открытым и сегодня.
— Ни днем, ни ночью нет покоя, — говорят жители дома № 5 на улице Цимлянской. Окна их квартир выходят на порт. — Краны грохочут, пыль летит столбом. Ладно мы, пенсионеры, а как семьи с маленькими детьми живут, даже думать не хочется.
— Краны скрипят, шум от гравия, которым заполняют машины, сами машины, идущие рядом с домами непрерывным потоком, пыль, грохот, — поддерживают их коллеги по несчастью.
Нынешняя администрация, приняв по наследству переборскую проблему от предыдущего состава власти, однажды установила на ул. Спортивной дорожные знаки, запрещающие движение грузовых автомобилей и ограничивающие вес транспортных средств, движущихся к порту. Однако машины продолжали идти непрерывно. А владелец «МВК» Владимир Маслаков начал писать во все инстанции жалобы – нехорошие чиновники, дескать, мешаются бизнесу зарабатывать деньги.
Между тем история бизнеса Маслакова – это история нарушений. Вспомним самые существенные.
В октябре 2014 года по жалобе жителей была проведена проверка земельного участка, который занимает «МВК». Вот ее результаты: «ООО «Фирма МВК» использует земельный участок площадью 4902 кв. м без оформленных правоустанавливающих документов. На самовольно занятом земельном участке размещены промышленная установка по производству бетона, металлические хозпостройки и гараж, весовая, производится складирование песка, щебня, металлоконструкций, часть участка захламлена металлоломом. Установлен факт самовольного захвата земель, находящихся в водоохранной зоне».
В августе 2015 года по жалобе жителей, направленной президенту страны, проверку провел Росприроднадзор. Обнаружились нарушения режима использования природоохранной зоны. «МВК» была оштрафована на 200 тысяч рублей, попыталась оспорить штраф в суде, но в конечном итоге была вынуждена пополнить казну.
В сентябре 2015 года арбитражный суд постановил: ООО «Фирма «МВК» освободить земельный участок площадью 4902 кв. м, незаконно используемый, и остановить деятельность промышленной установки по производству бетона.
Добровольно исполнять решение суда «МВК» не спешила, судебные приставы направляли на предприятие несколько требований и грозили штрафами. И в конце концов оштрафовали предприятие на 180 тысяч рублей. Перестал работать цементный завод.
Администрация Рыбинска не раз пыталась найти оптимальное решение, удобное жителям и не ущемляющее интересы предприятия. Сначала в 2012 году на общем собрании жителей было решено поручить «МВК» построить объездную дорогу, удобную и жителям, и порту. Но дорога так и не появилась. А в 2017-м из администрации на имя Маслакова было отправлено письмо: «предлагаем вам рассмотреть возможность размещения грузового причала ООО «Фирма «МВК» на земельных участках, которые находятся вне жилой застройки». И на выбор – три адреса в черте Рыбинска.
Но и сегодня большегрузы продолжают пылить и разбивать дороги. А предприятие целенаправленно укрупняется.
— Некоторое время назад мы обратили внимание, что на грузовом причале «МВК» начались какие-то движения. Мы опасаемся, что количество груза увеличится, а вместе с ним увеличится и число тяжелых машин на наших дорогах, — говорят жители Перебор. И возвращаются к требованию, впервые громко зазвучавшему десять лет назад. – Прекратить издевательство над нами и полностью убрать предприятие Маслакова с переборского берега.
Но работы на причале не прекратились. В 2019-м сосед «МВК» – ООО «Приволжский», занятый переработкой рыбы и имеющий вполне легальный, везде зарегистрированный и всех устраивающий причал буквально в пяти метрах от причала «МВК», вдруг обнаружил, что между двумя сооружениями появилась стенка.
«Незаконная причальная стенка нарушает права ООО «Приволжский», создавая препятствия подходу и швартовке судов», — пишет предприятие в арбитражном иске. А накануне обращается в Ярославскую транспортную прокуратуру и Госстройнадзор, где подтверждают: строение действительно незаконно.
— Мы считаем, что строительство причала ведется с многочисленными нарушениями и требуем признать действия ООО «Фирма «МВК» незаконными, нарушающими права ООО «Приволжский», — говорит представитель истца в суде Александр Симон. – Кроме того, эти действия создают угрозу повреждения судов, а также угрозу жизни и здоровью членов их экипажей.
В мае 2019 года Госстройнадзор уведомил о результатах проверки, проведенной по заявлению ООО «Приволжский», администрацию Рыбинска: установлено, что увеличены протяженность причала на 70 п. м. и площадь на 700 кв. м, что является реконструкцией, на проведение которой требуются разрешительные документы. То есть работы «МВК» проводит без экспертизы, контроля и ведома арендодателя – межрегионального территориального управления Росимущества.
Обязанность власти – реагировать на нарушения прав граждан и законов. И в арбитражный суд было представлено еще одно заявление, теперь от администрации Рыбинска, с требованием обязать ООО «Фирма МВК» привести грузовой причал в прежнее положение, существовавшее до реконструкции.
«Депутат – защитник народа, а Леонтьев защищает бизнес, причем не самый добросовестный. По всей видимости, он считает защиту российских законов и интересов людей второстепенной задачей власти. Главное – обеспечить прибыль предпринимателю»
Конечно, «МВК» защищается. Тактика судебной защиты строится на том, что причал не является капитальным строением и не требует согласований-разрешений. В обоснование представляется экспертиза, результат которой «МВК» устраивает. Но из-за нарушений, допущенных экспертами, суд не принимает их работу. И назначает вторую экспертизу, выбрав исполнителя по своему усмотрения. А оплату работ – около 500 тысяч рублей – возлагает на администрацию Рыбинска.
Сегодня деньги находятся на депозите суда. Исполнитель получит их, только если выполнит экспертизу добросовестно.
— Когда суды завершатся, администрация намерена взыскать с «МВК» все судебные издержки, включая 500 тысяч рублей, потраченные на экспертизу, — говорит директор рыбинского департамента архитектуры Виктория Нелидова.
Но именно оплата судебной экспертизы неожиданно стала еще одним элементом защиты «Фирмы «МВК».
В прокуратуру ушло письмо за подписью депутата Муниципального Совета Рыбинска Олега Леонтьева. Он требует выяснить, не превысил ли глава Рыбинска полномочия, подав арбитражный иск против ООО «Фирма «МВК» и исполнив решение суда об оплате экспертизы.
— Нас потрясла эта информация, — говорят жители Перебор. – Это же депутат – защитник народа, а тут защищает бизнес, причем не самый добросовестный. По всей видимости, Леонтьев считает защиту российских законов и интересов людей второстепенной задачей власти. Главное – обеспечить прибыль предпринимателю.
Информацией о своей жалобе Леонтьев хвастается в соцсетях и публикует в коммерческих СМИ в сопровождении недвусмысленных намеков на свою героическую роль в деле вывода чиновников на чистую воду. Между тем намеки в этой акции есть, да еще какие. Любая работа требует адекватной оплаты. В том числе и лоббирование чьих-то интересов происходит, как правило, отнюдь не на безвозмездной основе. А впереди различные выборы, и депутат явно на распутье – не принять ли в них участие? И в случае положительного решения иметь за спиной пусть не очень законопослушный, но достаточно обеспеченный бизнес кажется неплохой идеей.
Но вернемся от рассуждений к фактам. Итак, Переборы имеют предприятие – хронического нарушителя. Жители – пыль, шум и беспокойство. Администрация – головную боль в судах. Предприниматель – прибыль. А депутат… Что будет иметь депутат Леонтьев, покажет время.