В тонкостях гостеприимства разбираемся вместе с Натальей Виноградовой, туроператором по внутреннему туризму.
Ожидание гостей – особенное время для хозяев, волнующее, ответственное, наполненное заботами, а вместе с ними – возможностями изменить себя. Мы с повышенным усердием наводим в доме чистоту, до блеска трем зеркала, украшаем интерьер запоминающимся декором. Словом, стараемся предстать лучшей версией себя. Так и город. Задумавшись о своей привлекательности для туристов, Рыбинск встает на путь самосовершенствования.
Не секрет, что долгое время наш город оставался темной лошадкой для путешественников. И на фоне популярных соседей – Ярославля, Углича, Мышкина – имя его терялось. Сыграло свою роль и наследие закрытого советского прошлого, да и похвастаться было особенно нечем. Убитый исторический центр, явный дефицит хорошего общепита и гостиниц, скудный перечень объектов показа.
Затем город стал меняться. Рачительный хозяин взялся за берегоукрепление, привел в порядок набережную, замостил брусчаткой Стоялую, зажег на Крестовой «старинные» фонари, раскрасил свежими красками купеческие дома, обзавелся приятными ресторанчиками, самобытными музеями, развесил повсюду артельные вывески, каких никто еще не видывал. Рыбинск заглянул вглубь истории и явил миру свое генеалогическое древо с почти тысячелетними усть-шекснинскими корнями. И зазвучал на всю Россию. Замелькали на федеральных каналах рукотворные вывески с «ятями» и «ерами». Открыточные виды красивых улочек запестрели в блогах бывалых путешественников. Народ заинтересовался: что еще за Рыбинск такой?
— Изменения в городе в последнее время очень ощутимые, – говорит Наталья Виноградова, которая занимается въездным туризмом. – Раньше я очень любила путешествовать в Европу – в Таллин, Прагу, Финляндию, походить по брусчатке, полюбоваться красивыми старинными зданиями. А теперь и у нас в Рыбинске это все есть!
2020 год с пандемией, новыми ограничениями и страхами смешал туроператорам все карты. Поток организованных автобусных групп прошлым летом практически иссяк, но зато массово собрались в дорогу туристы-индивидуалы.
— Многие приезжают семьями на своих машинах, и наша задача – их «поймать», расположить к себе, развлечь, сделать так, чтобы человек смог составить представление, что же такое Рыбинск, – подчеркивает Виноградова.
Итак, что привлекает нерыбинцев в Рыбинске?
— Когда я слышу или читаю в интернете, как критикуют вывески на старинный лад, то поражаюсь недальновидности этих людей, потому что ясно вижу: вывески – это то, на что едут из других городов. Спрос и ажиотаж вокруг них действительно серьезные, – говорит туроператор.
Сейчас музей старинной вывески под открытым небом на пике популярности. Авторам проекта и предпринимателям, поддержавшим идею, удалось ухватить для Рыбинска минуты славы. И судя по всему, в новом турсезоне вывески еще будут привлекать приезжих. Но это не может продолжаться вечно. А значит, городу будет нужен свежий тренд.
— Все хотят видеть Рыбинское водохранилище, шлюзы, Усть-Шексну, гидроэлектростанцию и поселок ГЭС. Будет здорово, если там получится сделать стилизованный поселок в советском стиле. Такой объект однозначно привлечет множество туристов, потенциал у него огромный, – считает Виноградова.
Она уверена: чем больше объектов показа, музеев, интересных памятников, доступных мастер-классов, где можно научиться ремеслам, тем лучше:
— Это история не про конкуренцию между музеями, а про повышение привлекательности всего Рыбинска, в которой выиграют все. Люди из других городов спрашивают: «А что у вас можно посмотреть?». И чем длиннее список интересных мест и событий, тем охотнее к нам едут.
Скоро Рыбинск отметит свое 950-летие. Новость о новом летоисчислении в туризме восприняли с энтузиазмом. Усть-Шексна, удивительная история крупного торгового и «индустриального» центра средневековой Руси – это не только интересно, но и выгодно. Для принимающих гостей туроператоров очевидно: это возможность привлечь в Рыбинск и федеральные деньги, и гранты, и турпоток.
— Я сама участвовала в раскопках Рыбинской археологической экспедиции на Усть-Шексне, и мне это очень близко, – рассказывает Наталья. – Я всегда с гордостью рассказываю, что у нас такая древняя земля. А туристы, кстати, живо реагируют на перемену возраста Рыбинска – всегда очень позитивная реакция, радостное удивление.
Много лет говорили о том, что Рыбинск, Рыбинское море обладают огромным потенциалом в плане водного туризма, но почему-то этим потенциалом не пользовались.
— Ничего нового я не изобрела, запустив регулярные теплоходные экскурсии, – говорит Виноградова. – В 2019 году популярным направлением было Хопылево. О месте, где крестили адмирала Ушакова, много говорили по телевидению, проводился Ушаковский фестиваль. В прошлом году там шла реставрация в храме, строилась дорога, было не до туристов. Но в будущем Хопылево, я думаю, сможет привлекать теплоходы с туристами и паломниками.
— Во время пандемии я задумалась, что же сделать такого увлекательного и при этом вписаться в рамки ковидных ограничений, – вспоминает туроператор. – Пришла в голову идея с музыкальными теплоходами. Написала джазовому музыканту Стасу Майнугину, и он сразу откликнулся. Первый концерт мы организовали в течение недели. Джазовые теплоходы стали отчаливать из Рыбинска, а потом из Костромы и Ярославля.
Виноградова говорит, что этот проект изначально был рассчитан на местных жителей, но потом стали подтягиваться и туристы. Оказывается, идея с джазовыми теплоходами не первый год востребована в культурных столицах мира, например, в Питере и Праге. Теперь и наш продвинутый Рыбинск метит попасть в их число.
Куда поселить гостей, где накормить – вопросы для принимающей стороны важнейшие. Однако от нынешней индустрии гостеприимства Рыбинска у туроператора и у самих гостей впечатления двойственные.
— Гостиницы есть хорошие, но большинство из них располагаются в отдалении от центра. А туристы хотели бы пожить прямо здесь, где красиво и атмосферно: на Крестовой, на Красной площади. Сейчас продается недвижимость в исторических кварталах, и если бы нашелся инвестор и вложился в создание гостиниц, люди бы это оценили, – размышляет туроператор.
С рыбинскими кафе и ресторанами дела тоже обстоят не блестяще. Гостям подчас не хватает сервиса.
— Не всегда устраивает обслуживание. А хочется, чтобы быстро подходили, быстро подавали еду, – поясняет руководитель турфирмы. – Не помешало бы и интересное меню. Например, можно вводить рыбные блюда или приготовленные по рыбинским дореволюционным рецептам. Запрос такой есть.
Наталья Виноградова много путешествует и предлагает взять на вооружение европейский опыт.
— За границей мне нравятся летние кафешки под открытым небом, – говорит она. – Согласитесь, как хорошо: сидишь, пьешь кофе, любуешься красивыми городскими видами. У нас таких кафе мало. Но, как мне кажется, бизнес начал улавливать этот запрос. Кого-то подстегнула пандемия. Работая на вынос, кафе ставили скамейки на улице, а где-то – и столики.
Новый туристический сезон Наталья Виноградова ждет с надеждой. Идет вакцинация от ковида, ситуация с пандемией к лету может стабилизироваться. Запретов путешествовать по России тоже нет. Так что у Рыбинска есть все шансы стать популярным и любимым у туристов. Главное – правильно эти шансы использовать.
А напоследок Наталья дает совет всем рыбинцам, которые хотят пригласить в город гостей:
— Снимайте позитивные ролики о городе и выкладывайте в ТикТок с тегом #Рыбинск! Ничего сложного. Короткие видео с красивым закатом на Рыбинском море, городскими видами легко набирают тысячи просмотров. Это действительно работает.