Темы 27 февраля 2021 10:00

Волжаночка

Читаешь – как ручеек течет, говорят о стихах Зои Крыловой. Легкие, пронзительные, глубокие – до самого сердца – о любви и природе, о войне и судьбах, и, конечно, о родном Рыбинске. Более 500 из них стали песнями. А сколько еще могут стать – в свои 85 Зоя Михайловна продолжает творить

Маленькая Зоя познакомилась с Рыбинском, когда ей не было еще трех. Семья перебралась в город из вологодского села Ильинское. В местном колхозе трудодни измерялись палочками, но денег было не дождаться, поэтому многие жители в поисках лучшей жизни уезжали.

В 39-м родители перевезли по морю дом, который теперь видно из окна квартиры поэтессы. Отец Зои был талантливым гармонистом, стахановцем, и однажды в канун Нового года его командировали в Москву с ответственным заданием. Нужно было отвезти в столицу конверт с сургучной печатью.

— Папе даже выделили отдельное купе. Но в Ярославле в вагон вошли двое из НКВД и объявили, что он задержан. А в конверте оказались документы на его собственный арест, – рассказывает Зоя Крылова.

Год шло следствие, а потом след отца оборвался. Мама Зои, Олимпиада, обила все пороги, но слышала одно: «Не ходите, искать вашего мужа никто не станет». Тем более уже началась война.

Спустя несколько лет выяснилось, что отец погиб в Воркуте в пытках. А донесла на него односельчанка, которая, по словам Зои Михайловны, сдавала всех своих соседей.

Семья продолжала жить в страхе, дети боялись болтнуть лишнего в школе. Но шила в мешке не утаишь – находились «доброжелатели».

В первом классе ребятам, оставшимся без кормильца, выдавали валенки. Зоя Болотова была в списке, а когда подошла ее очередь получать обувь, фамилия девочки оказалась вычеркнута.

— На вопрос классной: «Почему?» – завхоз ответила: «Она дочь врага народа». Я сидела на первой парте и, услышав это, испытала ужас. С этим клеймом жила до самого замужества, пока не стала Крыловой. И представьте себе мое удивление, когда спустя много лет у закладного камня жертвам политических репрессий я встретила свою одноклассницу. Вот так жили и не знали, что у нас общее горе.

Писать стихи Зоя начала еще в детстве. Возможно, талант родился благодаря одной из сестер ее папы, которая наизусть читала «Евгения Онегина» и прививала племяннице эту любовь.

В четвертом классе ее выбрали в редколлегию. В школьной стенгазете то и дело появлялись сатирические стишки о прогульщиках и нарушителях дисциплины, написанные Зоей. А старшеклассницей она помогала учительнице проверять тетради.

— Половину мне даст, половину – себе. И после меня уже не перепроверяла. Русский и литература давались мне хорошо, – говорит поэтесса. – В институте мое сочинение на свободную тему зачитывали как образец.

Сначала Зоя хотела пойти в юридический, но аукнулся арест отца, и ей отказали. Тогда она поступила в московский пединститут. На окончание учебы девушка сделала всем сюрприз — сочинила стихи, которые ректор потом назвал гимном института.

Крылова работала воспитателем, заведовала детскими садами, возглавляла женсовет и профком. Сфере образования она отдала почти полвека. За это время много путешествовала, в том числе по загранице, была во Вьетнаме, Кувейте, Берлине, Карело-Финской Республике.

— Жемчужины России и зарубежья обогатили мой кругозор, много первых стихов родилось из впечатлений от путешествий. Но отчий край дороже любых заморских стран, – улыбается поэтесса. – Как не любить земли родной?! Как Русью не гордиться?! Где звон церквей малиновый да песня соловьиная, где довелось родиться.

То, с какой сердечной теплотой в своих стихах Крылова воспевает природу, родной город, благодарит свою маму, скорбит семьям солдат, со светлой грустью пишет об угасших чувствах, не оставляет равнодушными композиторов. Более 500 ее произведений положено на музыку. В свое время сотрудничала с Н. Богомоловым, М. Игнатович, Ю. Бирюковым.

— У меня нет подгонов под рифму, я строго выдерживаю размер стиха, оттого они и получаются песенными, – говорит Крылова.

Первым творчество поэтессы приметил самодеятельный композитор Николай Богомолов. Ее стихи он прочел в «Рыбинских известиях» и как-то в выходной день пришел знакомиться.

— Дверь открыл муж. Слышу мужской голос: «Здесь живет поэтесса?». Еще думаю, кто это так меня назвал, – вспоминает Зоя Михайловна. – Он подарил мне несколько готовых песен. А потом пригласил меня и поэта Алексея Ситского в только что образованный им литературный клуб «Лира», который просуществовал десять лет.

Зоя Крылова — дипломант городских, областных и всероссийских музыкально- поэтических конкурсов, лауреат международного фестиваля (1996 г.) и Всероссийского конкурса (2010 г.), академик литературы и искусства (МАЛИФ), автор пятнадцати поэтических сборников. 6 лет назад в книге «Ты – моя мелодия» она собрала откровения своей души. Вдохновил поэтессу член Союза композиторов Башкортостана и России Фарит Гафуров, написавший музыку к 70 стихам Крыловой. Удивительный по своей нежности и трепетности их почтовый роман длился три года, до самой смерти Фарита. Они не виделись ни разу, но в этих стихах – вся маленькая жизнь двоих влюбленных.

Зоя Крылова продолжает писать в свои 85. Сейчас – все больше посвящений друзьям, многих из которых нет в живых. Говорит, поэзия сама стучится к ней, в основном по утрам, на свежую голову. Поэтесса освоила компьютер и ведет переписку с изданиями и композиторами. Отклик есть, а значит, надо творить, пока есть силы.

— Сейчас мои стихи публикует журнал ЗОЖ. Недавно ко мне обратился мужчина из Подмосковья. Предлагает написать музыку к моим стихам. Я буду только рада.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме