После окончания Гражданской войны в СССР начали активно восстанавливать разрушенную экономику. В город прибывала рабочая сила из деревень, из-за границы приглашали иностранных специалистов. Требовалось быстро и недорого обеспечить граждан жильем. Дореволюционные нормы строительства не подходили, коммуналки в старых домах проблемы тоже не решали.
И советское правительство разрабатывало типовые проекты жилых зданий – дешевых и быстрых в сооружении. Но в проектировании не было единой политики, многие типовые дома оказывались или неудобными, или дорогими.
— Советский период с доминированием государства во всех сферах жизни – это эпоха торжества типового проектирования. При безусловном преобладании явления его отрицательные стороны становятся особенно заметными, – отмечает искусствовед Сергей Овсянников в работе «Типовые проекты в архитектуре Рыбинска 1920-90 гг».
Как жили рыбинцы до революции? 90% горожан проживали в бревенчатых избах – их было очень много в центре и на Скомороховой горе. Рыбинцы побогаче жили в особняках – кирпичных или рубленых с кирпичным первым этажом. Их после революции уплотнили, превратив в коммуналки.
А строить начали деревянные бараки, спланированные как большие коридорные общежития. Два проекта 8-квартирных бараков составил рыбинский инженер Струмберг, завотделом городского благоустройства.
— Даже в двадцатые годы, когда строительство в Рыбинске практически замерло, его немногочисленные примеры основаны именно на типовом проектировании, – продолжает Овсянников. – Рыбинский коммунальный отдел строил двухэтажные деревянные бараки на каменном фундаменте с каменными лестницами, их большие окна украшали скромные наличники. Первые бараки появились на ул. Карякинской в 1927 году, с 1928 года их строили по Луначарского.
Такие однотипные строения образовали целый район на месте выгоревших кварталов у ж/д вокзала, который существовал до середины 1980-х гг. Эти дома отвечали требованиям времени, но в них не было ни малейшего архитектурного своеобразия.
— Их однотипность, с одной стороны, – следствие экономии средств, с другой – она несла идеологическую нагрузку. Она зримо выражала равенство их жильцов, одними из немногих получивших новые одинаковые квартиры. Неясно, насколько создатели этого района задумывались об эстетических вопросах. Но во второй половине ХХ века скучная масса почерневших срубов производила тягостное впечатление, – отмечает искусствовед.
Более интересными Овсянников называет дома поселка при нефтебазе (пос. Кирова). Разработчики их проектов использовали приемы из арсенала стиля модерн, что усилило выразительность построек.
Вокруг завода им. Павлова («ОДК-Сатурн») тоже строят бараки, к примеру, в Западном поселке (р-н ул. Солнечной). Правда, уже в 60-е годы их заменили хрущевками.
Строили и кирпичное многоквартирное жилье, но это единичные случаи. Так, в конце 20-х завод им. Павлова выстроил для сотрудников четыре многоэтажки на ул. Димитрова. Их возводили на излете авангардного конструктивизма, когда постройки повторяли очертания труб, шестеренок и пароходов.
Самым интересным из четверки называют дом № 3 – сверху он напоминает коленвал.
В формах конструктивизма в конце 20-х спроектирован и кинотеатр «Центральный» – оплот культуры и символ стремления к лучшему будущему.
Остросовременный облик кинотеатра резко контрастирует с окружающей застройкой XIX века. Массивные кубические объемы в серой терразитовой штукатурке, застекленные вертикали и горизонтали галерей – все это было рыбинцам в новинку.
— Не раз отмечали сходство «Центрального» с ярославским кинотеатром «Гигант» (архитектор И. И. Князев). И даже высказывали мнение, что рыбинский кинотеатр – копия ярославского. Однако «Гигант» заложили и открыли чуть позже «Центрального». Точнее всего считать их построенными по одному проекту, – пишет Сергей Овсянников.
Ситуация с деревянными бараками начинает меняться уже в 30-е годы: молодая страна развивается, пятилетки набирают обороты. В стране подросли одаренные специалисты-строители. Появляются проектные бюро и строительные тресты: первые разрабатывают типовые проекты, вторые внедряют строительные технологии.
Именно тогда появилась технология каркасного и сборного жилья, монолитного ж/б строительства. Все это повышает скорость возведения зданий. Изменяется и стиль архитектуры, разворачиваясь к классике, сталинскому ампиру.
В центре Рыбинска в 30-е строят несколько многоэтажек – их не спутаешь с поствоенной застройкой. Обычно это 3-5-этажные дома из красного кирпича, из удобств – водопровод, канализация, туалет с умывальником, без ванны, на кухне дровяная плита. Самый крупный дом – на ул. Пушкина, 34.
Возводят угловой дом на ул. Бульварной, 15 — он смотрит на пл. Советскую. Дом со знаменитым муралом Скомороха тоже строят в эти годы. Перекресток Герцена/ Пушкина планировали застроить четырьмя одинаковыми домами: возвели три, но до наших дней дошли только дома № 48 и 48а.
Но это все отдельные здания. А вот в Северном поселке завод им. Павлова строит целый квартал многоэтажек – больше 10 домов.
Общие черты построек, таких как первые здания по ул. Рапова: 3-4 этажа, красный кирпич, деревянные пожароопасные перекрытия, отсутствие ванн, по две многокомнатные квартиры на лестничной площадке. Здания выстроены в затылок друг другу, тесными рядами – т. н. строчной застройкой.
В послевоенной архитектуре этот принцип уступит периметральному, но возродится в конце 50-х в массивах хрущевок. Вид подобных кварталов Сергей Овсянников называет унылым.
— Облик зданий рядом с ДК «Авиатор» близок к проекту 60-квартирного дома, активно использовавшегося в Ярославле в конце 1920-х – начале 1930-х гг. (архитектор В. В. Кратюк). Однако архитектуру рыбинских построек предельно упростили, – уточняет искусствовед.
Чуть более интересной считается архитектура домов по Рапова № 6а, 7а, 8а, 9а и параллельного им дома по ул. Зои Космодемьянской, 4. Их строили в 1936-37 годах, когда конструктивизм окончательно изгнали с архитектурного олимпа. На стенах этих домов уже появляются элементы декора. Еще общая черта этой пятерки – центральная часть дома смещена вглубь относительно крайних подъездов. У домов есть балконы и даже такая роскошь, как ванны.
Ярким представителем сталинского ампира в Рыбинске в тридцатых стал ДК «Авиатор». Но ирония в том, что изначально проект его выполнили в стиле конструктивизма.
Предшественника рыбинского ДК, московский ДК им. Горбунова, резко критиковали именно за авангардный вид, недопустимый в конце 30-х. И рыбинцам пришлось спешно подгонять проект под стиль ампир.
Обо всем по порядку. Здание ДК в Рыбинске возвели в 1931-37-е годы по проекту московского архитектора Якова Корнфельда.
— При этом Корнфельд взял за основу свой же проект московского Дворца культуры им. Горбунова, выполненный еще в 1929 году. Казалось бы, между проектированием московского и рыбинского дворцов культуры прошли считанные годы – но они стали в архитектуре отчетливым рубежом, — пишет Овсянников.
Оба здания схожи по композиции и разделены на две части: театральную (зал с большой сценой и двумя ярусами балконов) и клубную (малый зал и множество небольших аудиторий). Схожи и очертания ДК, ведь оба дворца строили при заводах, связанных с авиастроением. Поэтому массивную театральную часть сопровождает часть, изогнутая летящим крылом.
Ампир пришлось создавать при помощи декорирования здания ДК. Если московский комплекс выдержан в формах ортодоксального конструктивизма, то рыбинский «Авиатор» украшен ордерным декором.
— Фасад театральной части горбуновского дворца украшен огромной нишей с витражом. Рыбинец вместо ниши получил не менее монументальный восьмиколонный портик с высокими гранеными колоннами. Капители колонн украшены пальмовыми листьями, – описывает Овсянников. – Верх фасада трактован в форме высокого аттика, который декорирован горельефом «Единение народов» (скульптор А. Белобородов).
В новой постройке архитектору пришлось уходить от «машиноподобия», от напоминания крыла самолета. Но половинчатость решения принесла новые проблемы. Наследие конструктивизма – резкая асимметрия фасада – до сих пор наводит на мысли о незавершенности здания.
При подготовке материала использована статья Сергея Овсянникова
«Типовые проекты в архитектуре Рыбинска 1920-90 гг.»,
представленная на XIV Золотаревских чтениях.
Сергей Овсяников умер несколько лет назад.
А я слышал слух что Северный строили пленные Гансы. И что Рапова была огорожена колючкой и там был лагерь.А оно вон как,до войны ещё построили.
До войны построили 10 домов по ул. Рапова и несколько домов в начале ул. Баженова (№№ 2, 3, 6, 7). Еще до войны начали дом № 146 по проспекту Ленина — на немецкой аэрофотосъемке 1941 года он не только виден, но и обведен и подписан. Прочие сталинки и двухэтажки строили уже после войны.
Кроме того, во время войны Северный поселок подвергался бомбардировке, и, например, дом 9а по улице Рапова был частично разрушен (обвалились средние подъезды). Так что гансы и фрицы вполне могли поучаствовать в восстановлении того, что они испортили.
Точно. Пленные Гансы. С Первой мировой))
Очень интересно. Спасибо.
Да, Советская власть много чего построила. А вот что построила нынешняя? В общем-то ничего, кроме торговых центров да «ласточкиного гнезда». Весь Рыбинск построен в советское время, за исключением исторического центра.