Как только в город приходит зима, у коммунальных служб прибавляется хлопот и… критики. Автомобилисты и пешеходы не упускают возможности обсудить, где не почищен снег, и почему в одночасье не растоплен лед.
В этом году зимней уборкой в Рыбинске занимаются шесть подрядчиков, в прошлом – их было пять. Единственное муниципальное предприятие – «ДЭС», остальные – частники. Каждый отвечает за свою территорию.
На обслуживании «ДЭС» почти триста километров основных магистралей – в Центре, Веретье, Мариевке, на Полиграфе, Окружной и дороги частного сектора. Чтобы очистить все их от снега, колонне спецтехники, двигаясь со скоростью 20 километров в час, нужно 12-14 часов. Ручной труд на предприятии не используется, только механизированная уборка.
Основная уборка улиц проводится ночью, пока коммунальным машинам не мешают транспорт и пешеходы. Поэтому многие горожане и не видят процесса очистки.
— Первые в списке – мосты, путепроводы, подъемы-спуски, перекрестки, и только потом идут улицы, остановки общественного транспорта, пешеходные переходы. Но мы стараемся сразу убрать весь город, распределяем технику по районам, никто не простаивает, тем более в обильный снегопад, – говорит директор предприятия Дмитрий Шилов.
Сейчас в гараже «ДЭС» всего 12 единиц техники, по большей части – старички, и это главная проблема, из-за которой справиться с капризами погоды во всех районах сразу сложно.
Осенью 2019-го город приобрел для МУПа две новые спецмашины: одна предназначена для работы с противогололедными реагентами, вторая — лаповый погрузчик снега. В этом году предприятию удалось отремонтировать два трактора, итого их теперь четыре – они подметают дороги.
— Соль и реагенты беспощадно разъедают металл: для такой техники срок эксплуатации – пять лет. А у нас большинство машин 2010 года выпуска. Цены на новую отечественную дорожную технику начинаются от 5 миллионов, про импортные и говорить не приходится, – объясняет Шилов. – Поэтому стараемся приводить в порядок то, что имеем – латаем, меняем детали, красим.
Готовь сани летом – поговорка про коммунальщиков. Песко-соляную смесь они начинают заготавливать уже с июля. Технический галит смешивают с песком и дают настояться. По плану это порядка 10 тонн, но сколько смеси потребуется на самом деле, угадать сложно. Прошлой зимой, оказавшейся мягкой и почти бесснежной, на песке удалось сэкономить, зато нынешняя лютая зима «съела» уже на 20% больше смеси – 12 тысяч тонн, реагента – 350 тонн, а соляного раствора, который специально привозят из Пошехонья, – 765 кубов.
Сырье на один зимний сезон обходится в 18 миллионов рублей. Но без него справиться с гололедицей невозможно. Рассол используют до минус 5 градусов. Если морозец креп-чает, в ход идут песок с солью – смесь насыпают по всему городу – и реагент – им обрабатывают только центральные улицы, чтобы было меньше грязи.
Уборка проходит в несколько этапов. Сначала дороги посыпают реагентом и песко-соляной смесью, затем сгребают растворившийся накат и только потом подметают проезжую часть. Одной машины вместимостью 8 тонн хватает на обработку 8 километров дороги. Водителям приходится делать несколько ходок до базы и обратно. Процесс размягчения наледи совсем не быстрый.
— Смесь работает 3-5 ча-сов за счет трения колес. Сама по себе она растворять накат не будет. Только спустя это время можно сгребать снежную массу грейдером, по ГОСТу допускается 2-5-сантиметровый слой рыхлого снега, – говорит Шилов.
В сильные морозы реагенты работают плохо. Две недели назад, когда на город обрушился ледяной дождь, коммунальщикам пришлось проводить обработку несколько раз, потому что первый слой тут же превратился в корку.
По словам руководителя, предприятие всегда готовится к худшим погодным условиям, следит за прогнозом, но и он бывает обманчив. Случаются форс-мажоры. Только очистишь улицы, как снова начинается снегопад. И опять все по новой.
Собранный снег отправляется на полигон на Софийской улице. Огромные горы снега здесь достигают высоты в 10 метров. Сейчас в хранилище 95 тысяч кубов, за месяц добавятся еще 10-15 тысяч. Но и это не рекорд. В 2013 году за сезон собрали 140 тысяч кубов, тогда к уборке приходилось привлекать предприятия и организовать дополнительные хранилища около троллейбусного парка и за «Полетом». А вот в прошлом году, наоборот, снега природа пожадничала – на полигон вывезли всего 55 тысяч кубометров.
— Мы придерживаемся ГОСТа, который не допускает наличия валов на путепроводах и мостах. Складирование снега там запрещено, поэтому вывозим оттуда в первую очередь, – рассказывает Шилов. – Потом – с центральных улиц – Крестовой, Герцена, Волжской набережной – и второстепенных – Ломоносова, Гоголя. Затем – с остановок общественного транспорта и пешеходных переходов – по городу их около 400. ГИБДД нас стимулирует, выдает предписания, если валы там завышенные. Я сам два-три раза в день объезжаю город и смотрю, не заужены ли проезды.
Дешевле вывоза снега его переброс. На второстепенных улицах, таких как Фурманова или проспект Революции, снег перебрасывается с дороги на участки, прилегающие к тротуарам.
Чистить общественные парковки – тоже обязанность «ДЭС». А вот за стоянками возле магазинов следить должны собственники торговых точек. Междворовые проезды – зона ответственности управляющих компаний, «ДЭС» расчищает грейдерами только некоторые крупные проезды – Моторостроителей, Фурманова, Революции, Приборостроителей, Серова, 1, 3, 5. Раз в неделю убирает дороги в частном секторе.
С 1 марта забот у предприятия прибавилось – чтобы не допустить подтопления улиц, специалисты «ДЭС» начали промывать ливневки.
— Проходим по улицам, откуда снег редко вывозился – Революции, Фурманова, 9 Мая, Серова, отодвигаем валы, чтобы освободить колодцы, если не получается отодвинуть – используем канало-промывочную машину, которая теплой струей растворяет снежную массу, – говорит Дмитрий. – На прошлой неделе устранили 17 подтоплений, выезжали на Волжскую набережную, Бабушкина, 9 Мая, Труда, Орджоникидзе, Блюхера (под мостом), Герцена.
Впереди еще минимум месяц снежной погоды. А значит, работа коммунальщиков продолжается. Можно ругать их за нерасторопность, требовать мгновенной уборки снега и наледи. А можно ездить на машинах аккуратно, ходить, глядя под ноги, и не портить ни себе, ни другим настроение. Оно, в конце концов, уже весеннее!
Цены на материалы: реагент – 15 000 р. за тонну; соль – 3800 р. за тонну без учета доставки; песок – 450 р. за куб; песко-соляная смесь – 1100 р. за тонну
Да это не резиновая с её возможностями — там и зимой снега нет.