С кем пожилые рыбинцы любят играть – с ровесниками или детьми? Про деменцию, потасовки и онлайн-сражения. И при чем здесь сериал «Ход королевы».
Сквер, лавка – а на ней шахматная доска. Двое сражаются, вокруг волнуются болельщики: «Лошадью ходи!». Привычная картина для советской летней улицы, не так ли? Шахматы в СССР – почти культ, уметь играть – хороший тон, это серьезная конкуренция картам, лото, домино. Играли в школе на перемене и на заводе вместо перекура, в санатории и пионерлагере, на пляже и в парке. Имена шахматистов – Спасского, Фишера, Карпова, Каспарова – были на слуху, как футболистов сегодня.
— В стране был настоящий бум шахмат, это была политика государства. И правильная политика – так власть стремилась развивать интеллект населения, — говорит первый рыбинский тренер по шахматам Владимир Матвеев.
В 70-е вчерашний студент столичного спортивного вуза начал создавать шахматную школу в Рыбинске. С Матвеева в городе начались большие шахматы, со временем здесь воспитали немало сильных игроков, рыбинская звезда гроссмейстер Владимир Поткин тренировал мужскую сборную России по шахматам.
А любительские шахматы существовали в Рыбинске и до Матвеева. Горожане располагались прямо под открытым небом – за столиками городского сквера. Старожилы вспоминают заводской клуб в «Полете» и сеансы одновременной игры на 64 досках в ДК «Авиатор».
Седой патриарх хмурит брови, проигрывая румяному карапузу – умилительная картина. А где сегодня встретишь рыбинского любителя шахмат, в каком общественном пространстве? Только на турнире в спортшколе № 5. Гран-при турнир для всех желающих спортшкола проводит дважды в месяц. Записался, сдал взнос в призовой фонд – и садись к доске.
— В Рыбинске очень много шахматистов-любителей, многие играют дома, с друзьями или онлайн. А самые смелые горожане приходят к нам на открытые турниры. Их полсотни, им от 50 до 85 лет. Среди них – руководители предприятий, инженеры, военные, педагоги. Есть и рядовые рыбинские пенсионеры: в субботу он едет на рыбалку, в воскресенье – к нам. И да, это мужчины в основном. Зато рыбинские женщины охотно играют в шашки, — улыбается директор спортшколы Вячеслав Тачалов.
На турнир шахматист-любитель выделяет целый выходной, ведь полноценная партия идет 4-5 часов. И приезжает к друзьям в БИЦ «Радуга» – из Заволжья и Северного, из Волжского и Зачеремушного. Кто не играет – болеет за приятелей, дает советы, заряжается энергией поединка.
— Люди бывают азартные, горячие. Когда проигрывают – огорчаются сильно. Страсти кипят. В прошлом случались даже потасовки, но судья быстро наводил порядок. Сейчас собираются позитивные общительные рыбинцы. Нет, бывают, конечно, и замкнутые игроки: пришли, молча сыграли и ушли. Но для многих это светская жизнь, клуб по интересам, способ отлично провести воскресенье. Потом обсуждают партии, хвастаются: «Я четыре очка сегодня забрал!», — рассказывает директор.
Уровень игроков тоже разный. Один играет всю жизнь, чуть ли не 70 лет. Другой только пробует себя в мире шахмат. Среди частых гостей – 84-летний Валентин Петренко, возглавлявший федерацию шахмат Киевской области. А тренер по легкой атлетике Андрей Шостак в юности, будучи в армии, сыграл с гроссмейстером Наной Иоселиани – и ради такого случая выпросил у командира внеочередную увольнительную. Есть и совсем новички.
— Недавно пришел мужчина. Посмотрел сериал «Ход королевы» и загорелся. Три месяца учился сам, пришел к нам на турнир в поисках соперников. Ну, вышел от нас, конечно, вспотевший, — смеется Вячеслав Тачалов.
Есть ли еще спорт, где юные воспитанники регулярно встречаются в схватке с ветеранами? Конечно, в любых секциях бывают мастер-классы, отдельные уроки, обмен опытом. Ветераны есть в каждом виде спорта – настольном теннисе, самбо, борьбе. Но все же шахматы – отдельная история.
— Да, это вневозрастной спорт, как мы говорим, «от 8 и до 80». В шахматы можно играть до конца, пока ты в силах запоминать ходы. Мозг нужно тренировать, так же как ноги. А шахматы – отличный способ держать голову ясной и профилактика болезни Альцгеймера, — перечисляет Владимир Матвеев.
Он объясняет, что еще влечет взрослых людей за доску, кроме желания пошевелить серым веществом. Адреналин. За доской игрок получает «эмоции среднего уровня» – стресс, но несильный и даже полезный.
— И победы, и поражения идут взрослому человеку на пользу: расшевеливают, дают шахматисту почувствовать себя живым, в меру переживать. Ведь если жизнь пресная, одинаковая, скучная, зачем жить? — рассуждает Матвеев.
Об этом говорит и рыбинец Вадим Кузнецов, начальник управления РЗП, один из постоянных посетителей шахматных турниров:
— Мужчине полезно иметь хобби, нельзя быть зацикленным на работе. Сменишь деятельность, отдохнешь с пользой – все это скажется и на рабочем процессе. За доской я с пяти лет, люблю сам процесс игры, нравится создавать красивые комбинации. Я, скорее, азартный игрок, во время сложной партии переживаю, но стараюсь этого не показывать.
После партии опытный игрок дает начинающему обратную связь – проговаривает ошибки, подсказывает, как их избежать. Так у малышей растет уровень, а ветераны чувствуют себя полезными и нужными. Андрей Шостак со временем даже совместил карьеру наставника по легкой атлетике с работой тренера по шахматам. Есть опытные шахматисты, которых родители просят отдельно сыграть с их ребенком. Хорошие партнеры – на вес золота.
— Городок у нас небольшой, сильных конкурентов немного. Не все дети могут выезжать на соревнования, а сколько можно вариться в котле школы, сражаться с ровесниками. И здесь нам помогают ветераны, — говорит Вячеслав Тачалов. — Но чем старше игрок, тем менее охотно он садится за доску с нашим воспитанником. Дети подрастают сильные, могут и обыграть ветерана, огорчить дедушку.