С приходом весны мы каждый год наблюдаем одну и ту же картину: вместе со снегом тает асфальт. Ямы появляются в самых неожиданных местах, превращая дороги в минное поле.
В причинах весеннего явления разбираемся с директором департамента ЖКХ Рыбинска Олесей Минеевой.
В этом году агрессивная зима испытывала на прочность и нас с вами, и дороги. Перепады температур сделали свое дело: дыр в асфальте катастрофически прибавилось.
На самом деле технология образования ям достаточно проста – физика за третий класс. Солнце растапливает снег, вода скапливается в трещинках асфальта и пропитывает дорогу до песчаной подушки. Вечером холодная промерзшая земля забирает тепло от асфальта, и вода быстро замерзает. Лед буквально разрывает асфальт на части. Плюс транспортная нагрузка на полотно. Чем она выше, тем хуже состояние дороги – где тонко, там и рвется.
Каждый год, чтобы подлатать городские дороги, Рыбинск тратит на ямочный ремонт от 15 до 20 миллионов рублей. Тем не менее на 1 января 2021 года 52,4% дорог Рыбинска не соответствовало нормативам. Пять лет назад этот показатель был выше еще на 16,6%.
В феврале этого года литым асфальтом, пригодным для работы при низкой температуре, отремонтировали 1,37 тысячи квадратных метров полотна на сумму более 2 миллионов рублей. Предстоит «запломбировать» еще почти 13 тысяч квадратов – это обойдется в 13 миллионов.
— Мы посчитали: чтобы поддерживать автодороги в нормальном состоянии, ежегодно необходимо ремонтировать 19 километров покрытия, — говорит Минеева. – Ориентировочные затраты при ремонте двухполосной дороги шириной 8 метров – 450 миллионов рублей.
Еще одна проблема, влияющая на быстрое разрушение асфальтобетона – отсутствие эффективно работающей системы ливневой канализации. В Переборах, например, ее нет вовсе. Решить проблему помогла бы отдельная областная целевая программа.
Пока же основной и единственный источник финансирования – дорожный фонд. Ежегодно Рыбинску выделяют порядка 32-34 миллионов рублей, что, учитывая состояние местных дорог, не так уж и много. В этом году запланирован капремонт следующих участков: проезда на проспекте Серова, дороги на Полиграфской, проезда от дома № 8а по улице Гагарина до улицы Боткина. Также будет обустроена велосипедная дорожка от ДС «Полет» до ул. З. Космодемьянской.
Объемы финансирования, которым можно только завидовать, – в нацпроекте «Безопасные и качественные дороги». Попасть в него могут либо малые исторические города, либо крупные агломерации с населением свыше 200 тысяч человек. Рыбинск ни к тем, ни к другим, увы, не относится.
— Недоработка законодательства, — говорит Минеева. – Проблема обозначена, а решить не можем. Если бы нам хотя бы оставляли все штрафы, которые мы собираем в городе, нам бы хватило хотя бы на ямочные ремонты, но штрафы уходят в область. Транспортный налог, который идет в городской бюджет, – это капля в море, не хватит даже на ремонт одной дороги.
По словам Олеси Минеевой, есть надежда, что Рыбинск поддержит Минтранс. Сейчас идут переговоры о выделении городу 400 миллионов рублей. Пока вопрос открыт.
Еще бы разобраться, почему так быстро образуются эти «трещинки» в новом асфальте на вновь отремонтированных дорогах. За какой класс и какой учебник посмотреть?)