Ольга вместе с мужем живет в Погорелке, в нескольких километрах от Волги. Двухсотлетний деревянный дом с русской печкой, в нем – небольшой холодный чуланчик, обустроенный под мастерскую. Здесь рождаются удивительные вещи: витражи и светильники, часы и сувениры, разноцветные серьги и кулоны.
По образованию Ольга агроном. Училась в Ленинграде, по распределению попала в колхоз «Знамя труда» Калининградской области. Там познакомилась с будущим мужем Игорем.
— Я колхозным кумушкам говорила: выберу себе самого хорошего жениха и увезу с собой, — смеется Ольга.
В 1996 году семья переехала в Погорелку, что в сорока километрах от Рыбинска. Жена устроилась агрономом, муж трактористом. Их жизнь всегда была наполнена творчеством. Уже тогда Ольга писала сказки и рассказы, их печатали в литературных сборниках и отдельных книгах. Пробовала себя в мультипликации. Художественным стеклом супруги заинтересовались, когда в дом постучалась беда.
— У мужа начали болеть ноги. Стало понятно, что на тракторе он работать больше не сможет. Решили искать другое занятие, порылись в интернете и открыли для себя технологию витражей «Тиффани», — рассказывает Ольга.
В помощь начинающим витражистам масса видеокурсов в интернете. Но даже после уроков виртуальных учителей путь новичков – это всегда путь проб и ошибок.
— Работа тонкая и кропотливая. Детали нужно подгонять так, чтобы зазор между ними был не более 1 миллиметра. Потом они оборачиваются медной фольгой и спаиваются. Но прежде чем мы дошли до понимания, какой именно паяльник нужен, сожгли три паяльные станции, — говорит Ольга.
Неудач было много. Но мастера не унывали, ведь отрицательный результат — это не приговор, а повод проанализировать ошибки и учесть их на будущее. По словам Ольги, работа со стеклом — всегда поиск, эксперимент, непаханое поле для фантазии. Научившись делать плоские витражи, супруги замахнулись на большее. Задачей на вырост стал для погорельских мастеров абажур в стиле Тиффани. Но как работать с объемным изделием? На помощь в который раз пришли интернет и знание английского языка («Спасибо первой школе!» — не устает повторять Федорова).
— В Сети мы нашли японского художника-витражиста Тоширо. У себя на странице он писал, что готов ответить на все вопросы, мол, не стесняйтесь — обращайтесь. Мы и не постеснялись. И он подробно объяснил, как создает свои абажуры и составные формы к ним, — рассказывает женщина.
Умельцы с головой погрузились в процесс. На абажур в стиле Тиффани у них уходит около месяца. Каждый светильник оригинален. Двух одинаковых никогда не получится, даже если захочется.
Зимой умельцы из Погорелки делают небольшие сувениры, а летом колесят с ними по творческим ярмаркам, фестивалям, Дням города. Но чем еще, кроме витражей, можно заняться длинными зимними вечерами? Может, фьюзингом? Так рассуждали наши герои несколько лет назад. К технологии спекания стекла Ольга с Игорем приглядывались давно. Но для воплощения фантазий требовалась специальная печь, температура в которой достигает 800 градусов. Вещь интересная, но жутко дорогая. И так бы мастера и продолжали мечтать, если бы не один случай.
Два года назад в начале весны на пороге дома Федоровой появился человек, который сказал: «Хочу все!» – и увез все до последнего стеклянные сокровища. Так у мастеров появилась возможность купить печь.
— Когда начинали заниматься фьюзингом, о многих нюансах просто не знали, — вспоминает женщина. — Сделали мы тарелочку из бутылочного стекла — синего, зеленого, голубого. Такая красота, я так радовалась результату! А через неделю она рассыпалась. Выяснилось: у разных стекол различный коэффициент теплового расширения. И если они разные, то изделие обязательно треснет – не сегодня, так завтра, через неделю, через год.
Чтобы восполнить пробелы в знаниях, Ольга много читает, смотрит видео мастер-классов. И если есть сомнения в совместимости стекол, обязательно выпекает маленькие пробники, которые тестирует в экстремальных условиях: на ночь кладет в морозилку, потом помещает в тепло. Если после всех испытаний разноцветная стекляшка остается цела, значит, стекла можно брать в работу.
В печи из прозрачного оконного стекла Ольга выпекает легких, эфемерных ангелов и сказочных русалок; из разноцветного – всевозможные дизайнерские сережки, броши и кольца; гладкие и блестящие, похожие на леденцы, сувениры: солнышки, птички, человечки, рыбки. А раздробит стекло в порошок, «посолит» им заготовку, и оно расплавится в яркие разноцветные пятнышки.
Год назад наш язык обогатился за счет новых слов – «ковид», «пандемия», «изоляция». В лексиконе Ольги Федоровой появилось еще одно — «апсайклинг». Это переработка старого и ненужного в новое, полезное, красивое. Попросту говоря, отходы — в доходы.
— Только мы вошли во вкус и поняли, какая это классная вещь – фьюзинг, как началась пандемия, — рассказывает женщина. — Стекла кончаются, выехать за ними в Москву не можем, поставщики не работают. А руки-то чешутся, идей куча! Стали думать, искать информацию, работают ли люди с бутылочным стеклом. Оказывается, да!
Так в мастерской стали появляться оригинальные «плетеные» тарелки, вазочки под фрукты. Из бутылочных осколков Ольга мастерит даже серьги.
Прошлой зимой она обратилась к технологии «Тиффани гемс» (gems — самоцветы). Эта технология пришла к нам из Чехии, где ювелиры используют поделочные и драгоценные камни. А Ольга решила делать украшения со стеклянными кабошонами, «печеными пупырышками», как она сама их называет.
В своем творчестве Федорова использует и обычные камни. Собирает их ведрами, благо до Волги всего четыре километра. Правда, определение «обычные» к ним не очень-то подходит. В каждом из них мастерица подмечает что-то интересное: необычные рисунок, фактуру, вкрапления блестящей слюды. Нет предела фантазии и творческим идеям.
— Среди бардов есть такая шутка: чтобы человек с гитарой начал петь, нужно дать ему трешку, а чтобы закончил – десятку. Так и мы со своими стекляшками — начали, и уже не остановить, — смеется Ольга.