Ответы мы узнали у Юлии Трухловой – педагога-психолога детского сада № 99 Рыбинска.
— Юлия Ефимовна, расскажите, в какой момент вы решили стать психологом?
— В профессию я пришла не обычным путем. Вся семья у нас была инженерная, дома стоял кульман. Не нарушая традиции, я окончила наш РАТИ по специальности «инженер-механик». Мне очень нравилась профессия. Но когда я закончила вуз в 1992 году, наступил трудный, переломный период в стране. Заводы стали сокращать штаты. Я вышла замуж за профессионального футболиста и я уехала за ним в Камышин. Но, сидя в декрете с маленьким ребенком, в какой-то момент почувствовала – стало скучно. Решила получить второе образование и выбрала психологию. Заочно отучившись в Московском педагогическом институте, пришла работать в детский сад, о чем ни разу не пожалела. Мой стаж педагогической работы – 21 год.
— Воспитатель, няня, музыкальный работник – здесь все понятно. А зачем в детском саду психолог?
— Мое мнение – психолог нужен в любой образовательной организации. К сожалению, в детских садах Рыбинска это редкость. А в Москве и Петербурге они есть практически в каждом дошкольном учреждении. Когда я объясняю детям, кто такой психолог, то говорю: это человек, который помогает людям дружить, находить коммуникации, выходить из конфликтных ситуаций, преодолевать трудности, приобретать позитивный жизненный опыт. Все дети очень разные. И проблемы у них тоже бывают разные: страхи, тревожность, застенчивость, сложности в общении, конфликтность, агрессия. И чем раньше мы начинаем с ними работать, тем больше вероятность успешного вхождения ребенка в школьную жизнь.
— С какими проблемами чаще всего приходится иметь дело психологу?
— В последнее время много детей гиперактивных, с задержкой речевого развития, аутичных. Есть мнение, что это может быть связано с засильем гаджетов в нашей современной жизни. Появилось даже такое понятие как цифровой аутизм. Это не аутизм в медицинском значении, это нарушения поведенческого характера: к семи годам, а у некоторых детей уже к трем, формируется зависимость от гаджетов. Ребенок осознанно уходит в цифровое пространство, и вытащить его из виртуального мира очень сложно. Отберешь телефон – начинаются истерики, обиды, агрессия. Я наблюдаю это достаточно часто.
— И как бороться с цифровой зависимостью?
— Лучше проблему упредить, как можно позже дав ребенку в руки телефон. Для телевизора есть норма – дошкольник может смотреть его всего 5-7 минут. Для тех родителей, кто уже столкнулся с трудностями, посоветую обратиться к психологу, ведь каждый случай индивидуален.
— Все мы знаем, что перед педагогами государство ставит конкретные задачи. А перед психологами? Формулируется какой-то госзаказ?
— Сейчас перед психологами стоит задача – воспитывать самостоятельных, инициативных детей. Это действительно проблема. Что происходит сегодня? Мама сажает ребенка в машину и везет на занятия, которые он не выбирает. И так во всем.
Однако слышать голос ребенка и видеть его инициативу – вот что важно. Старайтесь почаще давать возможность выбора, даже в мелочах. Не принуждайте: «Помоги мне!» или «Ты должен что-то сделать». Задавайте ему вопросы: «Чем ты хочешь мне помочь?», «Какой подарок мы подарим твоему другу на день рождения?».
— Ну хорошо, в семье малыша воспитывают как инициативную личность, а в детском саду он приходит на все готовое, там есть режим, общие для всех занятия. Можно ли в детском учреждении воспитывать самостоятельность?
— Да, конечно. У нас в 99-м детском саду развивается такое направление, как событийный подход. К примеру, он проявляется в том, что дети сами выбирают себе праздники. Наши, взрослые, праздники малышам не всегда понятны. День Земли, День семьи, любви и верности, День защиты детей – это вообще о чем? Мы попросили детей самим предложить праздники, которые им интересны. И они выдали столько идей! День кошек, сладкоежки, телевидения. 23 февраля у нас был День супергероев. Вроде бы все про то же – про мужество и защиту, про то, кем бы ребята хотели стать и кому бы хотели помогать, но это близкий детям язык. Но, безусловно, мы, педагоги, не пускаем процесс на самотек и решаем свои педагогические задачи.
С помощью воспитателя ребята сами продумывают наполнение дня: что бы хотели сделать, во что поиграть, как оформить пространство, какие смастерить костюмы. На День фонариков они изготавливали фонарики, узнавали про историю появления фонарей, вечером танцевали на дискотеке с фонариками. В День пуговиц устраивали дефиле в украшениях из пуговиц. Такие события получаются яркими, запоминающимися надолго.
— А как вы относитесь к популярным сейчас «развивашкам» – различным кружкам и курсам для дошкольников? Бывает, что к первому классу ребенок уже настолько выдохся, что совершенно не хочет учиться.
— Развивающие центры, дико популярные у нас в стране, на мой взгляд, это просто возможность для родителей освободить для себя пару часов. А детям это как минимум не нужно. Я много путешествую и знаю, что в других странах нет центров обучающей направленности. Да, есть игровые, куда дети приходят играть, но не учиться. Вот в чем отличие.
Я не устаю повторять: у игры огромные возможности! Только играя, ребенок усваивает новую информацию, нормы, правила поведения. А учеба никуда не денется. Если у дошкольника хорошо развиты внимание, память, мышление, воображение, способность к творчеству, то он, как правило, успешен в школе.
— Где развивать эти самые внимание, память, воображение?
— Все очень просто. Например, по дороге из детского сада домой поиграйте с ребенком: «Назови все круглые предметы», «Давай понаблюдаем за…», «Давай посчитаем всех собак, которые нам встретятся», «Чем отличаются эти две машины?». Играя, вы считали, сравнивали, устанавливали причинно-следственные связи… Получается та же самая «развивашка», но ребенок не воспринимает ее как обучение. Все происходит ненавязчиво. И в результате не перегорает к школе.
— Юлия Ефимовна, помимо того, что вы являетесь лауреатом различных конкурсов профессионального мастерства, вы еще и тренер- наставник ярославской сборной на чемпионате региональных учительских команд и на всероссийском фестивале клубов «Учитель года». Что дает такой опыт?
— Замыкаясь только в своем учреждении, только в своем городе, мы останавливаемся в развитии. В 2010 году я участвовала в конкурсе «Воспитатель года», выиграла муниципальный этап, на региональном стала лауреатом. С того момента я стала руководителем, а потом активным участником клуба «Профессионал». Это объединение участников различных профессиональных конкурсов, которое организовала методист ИОЦ Наталья Дроздецкая.
В чем его суть? Педагоги-новаторы инициируют обучающие мероприятия для своих коллег из Рыбинска и Ярославской области. Со временем это выросло в региональное сообщество «ЯрЛидер». На чемпионате региональных учительских команд в Ульяновске я возглавила областную делегацию и выступила тренером. Это полезный и интересный опыт, постоянно идет обмен мнениями, мы делимся новыми идеями. Это и презентации команд, образовательных достижений региона, и мастер-классы, и открытые уроки, экскурсии, неформальные встречи.
В прошлом году мы стали региональным кампусом «Университета детства», инициировали создание региональной школы для педагогов-дошкольников при поддержке департаментов образования Рыбинска и области. За счет привлечения ресурсов из других регионов у нас появилось много контактов со специалистами, которые мыслят современно, по-новому: воспитатели, психологи, методисты. Год назад в пятичасовой онлайн-встрече «Детский сад для ребенка: миссия выполнима» от нашего региона приняли участие 140 педагогов. Они познакомились с лучшими практиками своих коллег. Сейчас мы готовимся к проведению второй такой школы. В частности, в ней примет участие победительница всероссийского конкурса «Воспитатель года» Анастасия Шлемко.
И еще – мы ставим перед российским педагогическим сообществом актуальные проблемы. Например, вопрос о позиции учителя в современном мире. Она сегодня спорная, и у разных слоев общества разное отношение к педагогу.
— А каково ваше мнение на этот счет?
— Педагог – одна из самых великих профессий и одна из самых недооцененных с позиции государства. И одна из задач клуба «Профессионал» и регионального сообщества как раз заключается в том, чтобы популяризировать работу учителя, формировать в обществе уважительное отношение, рассказывать о выдающихся педагогах.
— Что бы вы посоветовали педагогам?
— Педагогам я бы посоветовала сохранять себя и восполнять свои ресурсы. Наша профессия эмоционально тяжелая, энергозатратная. Процесс выгорания может случиться очень быстро. Но есть множество способов восстановления. Это и арт-терапия, и релаксационные программы. Например, у нас в детском саду есть сенсорная комната, где сама атмосфера располагает к отдыху – пузырьковые колонны, светящийся дождь, наверху – облака. Это реально помогает расслабиться, восполнить свой эмоциональный ресурс. Еще есть такое модное понятие – аффирмация. Проговаривайте вслух свои достижения, сильные стороны, это настраивает на позитивный лад и действительно помогает.
Ну и, конечно, развивайтесь, не останавливайтесь на достигнутом!
«Педагог – одна из самых великих профессий и одна из самых недооцененных с позиции государства. И одна из задач клуба «Профессионал» и регионального сообщества как раз заключается в том, чтобы популяризировать работу учителя, формировать в обществе уважительное отношение, рассказывать о выдающихся педагогах»