Признаки аутизма у малыша: на что родителям обратить внимание
Администратор
Рассказывает педагог-дефектолог Рыбинска Мария Куракина.
2 апреля — день информирования об аутизме. В переводе «аутизм» – ушедший в себя. Главный признак человека с аутизмом — дефицит эмоций, проблемы в общении с окружающими.
Сегодня детей с аутизмом рождается все больше. И родителям важно не пропустить первые признаки этого синдрома. Уже на втором году жизни их можно увидеть – если знать, на что обращать внимание.
Чем раньше родные начнут корректировать свое общение с ребенком, тем легче будет всей семье. Аутизм не требует лечения, вся его коррекция — поведенческая. Задача взрослых — адаптировать ребенка к социуму, наладить, облегчить коммуникацию с другими людьми.
Мария Куракина работает педагогом-дефектологом в рыбинском детсаду №114 в Мариевке. Здесь наряду с группами общеразвивающей направленности и логопедическими группами есть две группы для детей с задержкой психического развития. Треть детей в этих группах — 9 из 27 — малыши с подозрением на расстройства аутистического спектра. Так что это очень распространенная история. И возможно, именно у вашего молчаливого ребенка есть признаки аутизма. Важно знать их.
— Будем говорить о детях от года до 3 лет. Начнем с того, что аутизм — врожденное расстройство, развивается внутриутробно. И после года — когда к ребенку повышаются требования, от него ждут речи, минимального контакта, послушания — аутизм начинает ярко проявляться. Это не регресс, как кажется родителям. Просто ребенок с аутизмом развивается по-своему, его нервная система так устроена, — поясняет Мария.
Для понимания выделяют триаду аутизма:
- нарушения в социальном взаимодействии — ребенок неконтактен
- коммуникативные речевые нарушения — ребенок не отвечает, не общается, может «попугаить», повторять, цитировать.
- стереотипные движения, формы поведения
— Если нет хотя бы одного признака из триады — об аутизме говорить нельзя. РАС — синдром, совокупность симптомов. По отдельности эти признаки присущи разным расстройствам. Стереотипии бывают и при нарушении интеллекта. Может быть одно тяжелое речевое нарушение (без стереотипий), могут быть психиатрические нарушения, к примеру, шизофрения, которую раньше часто ставили аутистам, — поясняет специалист. — Точнее вам поможет установить специалист.
Но еще до специалиста любой родитель должен знать явные признаки:
- Нарушение зрительного контакта — яркий признак. Обычно аутичные дети не выдерживают зрительного контакта глаза в глаза. Или только с очень близкими — и то недолго. Могут смотреть искоса, боковым зрением, или ускользающим взглядом, будто глядя сквозь тебя.
- Отсутствует/сбит комплекс оживления. К примеру, не улыбается матери, не тянет к ней руки. Или не дифференцирует родителя от яркой игрушки: оживляется на пирамидку, мишку — ахает, смеется, тянет руки.
- Двигательные стереотипии: бег по кругу, бег на цыпочках, трясет руками, кистями, как крылышками. И все это не фрагментарно, а повторяется и доставляет ребенку явное удовольствие.
- Чувствительность к звукам: закрывает уши на громкий шум, музыку, речь
- Нарушение пищевого поведения: повышенная «привередливость». Все материнские истории «годами кормлю одним и тем же». Сложно привыкает к твердой пище, плохо жует, давится. Приверженность к одному виду еды, к одной форме, одному цвету еды. К примеру, творог ест, а запеканку нет (непривычно выглядит), но если запеканку размешать, привести в привычный вид — съест.
- Сенсорика — это все для аутиста. Бесконечно щелкать выключателем, открывать-закрывать задвижку, качаться до тошноты на качелях. Перебирать камушки, веточки, перышки, копаться в песке, грязи, пыли.
- Ритуалы, повторы — «феномен тождества». Строго по одному маршруту в детсад, одно место у окна в автобусе. Домой приходит — важно нажать на звоночек или повернуть ключ. Игрушки — в строгой последовательности.
- Опасное поведение, нет чувства опасности. Дети из серии «вижу цель — иду к цели». Завораживают подчас опасные вещи, к примеру, высота, глубина, дорога с потоком машин. Последствия очень сложно усваиваются — даже если он обожжется, все равно продолжит прикладывать руку к горячей кастрюле. Целостная картина мира нарушена, не видят последствий.
- Задержка речи. Молчаливые дети. Если говорят — то это не общение, разговаривают вне конкретной ситуации. Повторяют цитаты, слова песен, стихи, речевые штампы. Вокализация, крики на высоких тонах, возгласы.
- Нарушена моторика. Причем есть дисбаланс: если ребенка что-то интересует — он ловко двигается, куда угодно заберется, достанет, ловко орудуя пальцами. Но если это то, что требует сделать родитель — вмиг станет неуклюжим, будет сшибать углы, натыкаться на стены.
- Нарушено самообслуживание. Часто у таких детей долгие проблемы с горшком, его сложно подобрать, бывает, родители сменяют по 4-5 «тронов», пока не найдут идеальный. Однажды напугает что-то в горшке — неудобный, холодный — и все.
На базе детсада №114 создана Служба ранней помощи, которая позволяет выявлять тревожные признаки, диагностировать их и попытаться скомпенсировать. Педагоги, выявив ребенка с проблемами, вовремя направляют его по необходимому образовательному маршруту: в логопедическую группу, в группу ЗПР или просто оказывают помощь на самом раннем этапе — с 1,5 лет.
Комментарии
Отправляя комментарий, я даю
согласие на обработку персональных данных.
Новости по теме
Исходя из данного текста, то большинство детей аутисты.
Значит вы аутистов не видели