В Рыбинске вышла книга памяти сотрудников правоохранительных органов города и района. В ней 24 имени
Отдать свою жизнь, чтобы жили другие, или погибнуть в окружении, но не сдаться врагу. Для полицейских эти поступки – служебный долг, для коллег и окружающих – героизм, для родных – горе.
Автор книги Вадим Камбулов, в прошлом начальник убойного отдела уголовного розыска, которому посвятил 16 лет, рассказывает, что начал собирать сведения о рыбинских правоохранителях не только чтобы рассказать об их судьбах, а чтобы люди осознали: служба в полиции – это ежедневный риск.
В 2018 году Камбулов вместе с коллегами создал музейную выставку, посвященную истории рыбинского сыска. Интересные факты о борьбе с криминальным миром, поднятые в архивах, затем легли в основу книги «В единстве – сила…», вышедшей в свет осенью 2020-го. И вот новый скрупулезный труд.
— Когда мы начали работу по созданию книги, столкнулись с тем, что за период с 1917 по 1927 год сведения о сотрудниках найти проще, чем за период Великой Отечественной войны. Куда бы я ни обратился за информацией о правоохранителях, работавших в 41-м и ушедших на фронт, везде нужно было предоставить их ФИО и год рождения человека. Изучали в военкомате книги учета призывников, но вот беда – есть имя, но нет дальнейшего места работы. Как искать? – рассказывает автор.
Удача улыбнулась в ярославском архиве новейшей истории. Там в списках призванных в ярославскую коммунистическую дивизию нашлись два рыбинца — участковый уполномоченный и сотрудник 3-го горотделения милиции. Что-то удалось почерпнуть из ведомственной газеты «За революционный порядок», но и здесь были сложности: в статьях назывались лишь фамилии героев. Целый год по крупицам Камбулов собирал информацию, сопоставлял факты, штудировал сайты «Память народа» и «Подвиг народа».
— Работа сравнима с поисковой на полях сражений, — говорит он. – В итоге удалось узнать о судьбе десяти рыбинских фронтовиках из милиции. Четверо из них погибли, двое пропали без вести, остальные вернулись домой.
Были и те, о которых говорят «сгорел на работе». Василий Макарихин, служивший в Рыбинском уголовно-розыскном бюро фотографом с 1917 года, и благодаря которому сохранились фото первых сотрудников службы, умер от брюшного тифа во время эпидемии.
Павел Лапин, милиционер конвойного взвода, умер в феврале 51-го прямо на дежурстве от кровоизлияния в мозг.
Полицейские будни порой напоминают сводки с фронта. Нередко, находясь при исполнении, люди в погонах сами становятся жертвами бандитов. Им посвящен отдельный раздел книги.
По словам Вадима Камбулова, изучившего сотни документов, сотрудники УГРО в основном погибали при задержании опасных преступников, а патрульных злоумышленники убивали, чтобы завладеть их оружием.
Алексей Туркин, командир по строевой части, убит 28 марта 1935 года при задержании грабителей. Участковый уполномоченный третьего отделения милиции Николай Пестов, убит 30-го апреля 1943 года при задержании бандита. Василий Хламов, оперуполномоченный ОУР, младший лейтенант милиции, погиб в начале 1945 года при задержании особо опасного преступника. Михаил Копыльцов, старший опер, убит вооруженным бандитом Житнухиным во время задержания в сентябре 1947 года. Павел Терентьев, опер первого отделения милиции, был зверски убит в августе 1953 года при задержании грабителей.
Лихие 90-е тоже наделали шума. В это время Камбулову, пришлось раскрывать убийства своих коллег.
В далеком 1995-м, снежной февральской ночью в деревне Макарово Рыбинского района, в кювете был обнаружен милицейский «бобик». А в нем — водитель-милиционер 2-го отделения Алексей Ступкин с прострелянной головой. Убийца, которого Алексей явно знал и потому посадил в свою машину, забрал у него табельный пистолет и удостоверение. Благодаря экспертам-криминалистам были изъяты следы предполагаемого преступника, уже через неделю его имя было известно. Это был шок. Со Ступкиным расправился уволенный из органов бывший милиционер Переборского ГОМа Пестряков.
А через три года отдел Камбулова искал в Рыбинске убийцу еще одного сотрудника — начальника техотдела Григория Иваненко. В ночь с 5 на 6 ноября 1998 года в районе улицы Приборостроителей он пытался остановить группу хулиганов, но был убит. В течение двух суток преступников задержали.
Книга памяти только начата. По словам автора, издание будет пополняться. И помочь в этом могут рыбинцы.
— Особое желание — найти родственников рыбинских милиционеров, охранявших порядок в блокадном Ленинграде, — говорит Вадим. – Мы выяснили, что в начале марте 1942 года по специальному распоряжению НКВД СССР в помощь милиции блокадного Ленинграда направлен отряд ярославской милиции численностью 100 человек: 40 — из Ярославля, 60 — из районов области. Одним из сотрудников был рыбинец, сержант милиции Николай Беспалов. Есть также задел информации о сотрудниках, пришедших в органы после войны с 47-го по 50-й годы.
17 апреля – день ветеранов МВД. К этому дню электронная Книга памяти появится на портале МУ МВД «Рыбинское». В дальнейшем там разместят и главы книги «В единстве – сила…». Чтобы знали и помнили, как во все времена работала рыбинская милиция.