Темы 11 мая 2021 10:00

Рыбинские Айболиты

Рассказываем о тех, кто лечит собак, котиков и даже коров. О ветеринарах

Стены, выкрашенные голубой масляной краской, советская плитка и старенький хирургический стол Виноградова, на котором распростерлась пушистая кошечка, еще не оклемавшаяся от наркоза после стерилизации.

Эта картинка из кабинета Рыбинской государственной ветеринарной клиники десятилетней давности. Оставив неизгладимое впечатление, она порой всплывает в памяти. И тем удивительнее увидеть совсем другой облик больницы сейчас. Рассказываем, как живет клиника на улице Степана Разина.

Из Тутаева – в Рыбинск

Любые перемены всегда начинаются с людей. Когда в январе 2012 года бывший главный ветеринарный врач Тутаевского района Петр Малофеев, назначенный начальником Рыбинского межрайонного филиала Ярославской областной станции по борьбе с болезнями животных, переступил порог нового хозяйства, здесь не было буквально ничего – ни диагностической аппаратуры, ни медикаментов. Единственный скалер для ультразвуковой чистки зубов животных после поломки так и лежал брошенным.

Изначально государственная ветеринарная служба была нацелена на обслуживание различных сельскохозяйственных предприятий, выполняла госплан по вакцинациям и диагностическим исследованиям, проверяла безопасность выпускаемой животноводческой продукции. Ветврачи бегали по вызовам в частный сектор к коровам и козам. Кошки и собаки случались постольку-поскольку. Стерилизация и кастрация хвостатых – максимум, что могли сделать специалисты.

— Так было и в Тутаеве, где я отработал несколько лет, — говорит Петр.

Не только рога и копыта

Петру Малофееву пришлось сломать немало копий, прежде чем поменять мировоззрение коллег, доказать, что для развития нужно не стоять на месте, а идти вперед, к намеченной цели. Нужно вкладывать деньги не один год – в ремонт, в оборудование, в людей. Только тогда будет результат. Он оказался прав. Существенный сдвиг случился через пять лет.

В 2018-м стал обновляться коллектив, на работу наконец пришла молодежь. Она и была тем толчком, который позволил понять направление и ускорил приход перемен. Первый миллион, потраченный на ремонт и покупку первого УЗИ-аппарата, анализатора мочи, стоматологической установки и хирургической мебели, окупился уже через год.

— Мы вроде бы все ветеринары, но кто-то заточен под бумажные дела, кому-то ближе сельскохозяйственные животные, а другим – собаки и кошки, кто-то больше соображает в ветеринарно-санитарной экспертизе продукции, поэтому чтобы охватить все это, людей приходится постоянно учить. Они – главный ресурс, — говорит Петр. – Наш незаменимый доктор Полина Куранова интересовалась УЗИ-диагностикой, мы купили УЗИ-аппарат, обучили ее, и теперь у нас есть свой прекрасный диагност. Есть у нас на приеме в своем роде ветеран ветеринарного труда – Людмила Федоровна Парахина, которая разменяла седьмой десяток лет, но даст фору любому молодому специалисту.

Сейчас в филиале, обслуживающем 6 районов – Рыбинский, Тутаевский, Пошехонский, Мышкинский, Некоузский и Брейтовский, – 54 ветеринарных специалиста. Двадцать шесть из них занимаются обслуживанием Рыбинска и Рыбинского района: пять специалистов работают в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы рынков города, тринадцать человек – в отделе ветсанэкспертизы, четыре врача занимаются противоэпизоотическими вопросами, и четыре ветврача – в клинике на приеме животных. Представители филиала работают на сельхозпредприятиях Рыбинска и Рыбинского района, рыбодобывающей отрасли – в Каменниках, Милюшино, Еремейцево, Брейтово, Пошехонье. В рамках контроля они проводят экспертизу продукции, оформляют сертификаты в системе «Меркурий». Минимум раз в месяц ветврачи бывают в крупных колхозах и на частных фермах. Лечат по договору питомцев зоопарка в Коприно, а также через них проходят и пушистые артисты передвижных цирков. Как-то раз на прививку заглянули экзотические пациенты – обезьяны и тигренок.

Но и это еще не все.

— В этом году мы стали заниматься дезинфекцией пищевых складов и цехов. Благо у нас есть договор с областной ветеринарной лабораторией, и мы можем проверить свою работу на качество. В планах – обработка территорий от борщевика Сосновского, от иксодового клеща, дератизация – уже закупили препараты, и техника есть, — поясняет начальник.

Словом, работы хватает всем и всегда.

Понюхать и хлорки, и навоза

В помощь докторам клиники – студенты-практиканты. Они же – будущие ее сотрудники. Пока мы беседовали, четверокурсник Костромской ветакадемии Артем Буробин зашивал рваную рану дворняжке, потрепанной другим псом. Говорит словами своего декана: «Врач помогает человеку, а ветеринар – человечеству».

Почти год на посту ветфельдшер Екатерина Орлова, будущая выпускница Ивановской сельхозакадемии. К ней на плановую прививку привели огромного щенка кавказца.

— Вообще я специализируюсь на дерматологических пациентах. Все говорят «бе», а мне нравится. Еще интересна неонатология, когда приходится помогать принимать роды у животного, спасать новорожденных щенков.

Начальник строг: молодежь должна быть трудолюбивой, не только уметь делать уколы, но и не стесняться взять в руки швабру. Понюхать и хлорки, и навоза. С теми, кто не сторонник чистоты, приходится заниматься воспитанием.

— Кадровый голод есть, но мы верим, что это временно, и к нам придут работать новые и молодые дарования, — надеется руководитель.

Для удобства сотрудников и пациентов Малофеев ввел новый график работы клиники. Теперь вместо традиционной пятидневки с 8 до 16 ч. ветврачи на месте семь дней в неделю, трудятся по графику два через два по одиннадцать часов.

— Переход дался непросто, но в итоге все поняли, что только выиграли от этого, — говорит он.

Раньше об этом и мечтать не могли

Лариса Козина – в должности заведующего лечебницей с 2018 года – проводит экскурсию по клинике, которая заметно выросла за эти годы. Здесь уже шесть помещений, необходимое современное оборудование, в холодильниках полно разных вакцин, стеллажи заполнены упаковками с препаратами, появилась электронная база для учета четвероногих пациентов, внедряется интернет-запись на прием – раньше об этом и мечтать не могли. Буквально на днях заработал новый рентгеновский аппарат. Благодаря девятимесячному французскому бульдогу техника уже прошла апробацию – несмышленыш проглотил ластик, пришлось извлекать «лакомство» оперативным путем.

Рыбинским ветеринарам под силу провести любые операции на мягких тканях, почистить зубы и даже поставить брекеты собаке. Оказывается, улыбка имеет значение и в мире четвероногих.

— В этом году планируем приобрести автоматические анализаторы – гематологический и биохимический, чтобы самостоятельно делать анализы, — размышляет Петр. – Пока же мы отправляем их в лаборатории Ярославля и Москвы. Но надо понимать, что кровь – это такая субстанция, которую нужно исследовать в течение двух часов, в противном случае снижается качество анализа.

Весна – горячая пора для ветврачей, начинается сезон вакцинации от бешенства. В выходные дни в клинике врачи делают бесплатные прививки домашним питомцам. За один такой выходной бывает по 140 лохматых пациентов. А с мая начнутся выездные вакцинации по районам города и сельским поселениям.

Животные как дети

Домашних питомцев стало заметно больше, наблюдают ветеринары. Животные-компаньоны сейчас в моде, некоторым собаки заменяют детей. И требуют не меньшего внимания и ухода. Но не всем знакома фраза «мы в ответе за тех, кого приручили». Не справившись с воспитанием малышей, люди безжалостно бросают их на произвол судьбы. Таких отказников с улицы и помоек у Ларисы Козиной полный дом – 9 кошек и 4 собаки.

— Однажды к нам принесли той-терьера. Хозяйка – беременная женщина сказала, что он ей не нужен, и сунула нам две пачки кошачьего корма и пакет вещей – пристраивайте или усыпляйте. Собаке Лайзе был всего год, и, конечно, мы ее взяли. Потом в коробке у крыльца мы обнаружили щенка-инвалида. Он лежал на детском комбинезоне с надписью Снуппи, с тех пор питомец носит это имя и бегает на трех лапах быстрее, чем все наши остальные собаки на четырех, — смеется Лариса. — А шотландка Лавруша пленяет своей необычной походкой балерины. Были в отказниках и величавые мейнкуны. Они тоже оказывались ненужными своим хозяевам.

Сейчас подкидышей почти не бывает – спасают камеры видеонаблюдения на клинике. Породистых отказников хозяева приносят без зазрения совести сами. К счастью, всех удается пристроить.

— Чем чище у животного кровь, тем больше проблем. Часто заводчики в погоне за деньгами занимаются инбридингом – скрещиванием близкородственных животных, отсюда – врожденные пороки и болезни, — объясняет Малофеев. — На мой взгляд, заводчиков нужно брать на контроль и обязывать платить налоги. На Западе, если ты собираешься завести животное, к тебе придут и оценят условия содержания и возможности. И если с питомцем что-то случится, ты заплатишь приличный штраф. У нас же хоть и появился закон об ответственном обращении с животными, административной базы пока нет. Порой хозяева бьют тревогу поздно, когда животное доведено до критической черты.

На осмотр в клинику приносят кошек, собак, хомячков, декоративных кроликов и даже голубей с улицы. Змей и пауков пока не было. Диагнозы – самые разные, но в лидеры выбиваются аллергии и онкология. Бич усатых-полосатых – мочекаменная болезнь как следствие неправильного питания. В год пандемии ковида ветврачи замечают, что и среди зверей стало больше респираторных заболеваний. Связано ли это с эпидемией – загадка.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме