Темы 21 мая 2021 10:00

Все для фронта! Все для победы над врагом!

Продолжаем рассказывать о работе рыбинских предприятий во время Великой Отечественной войны

Моторостроительный завод

Трудовой подъем советского народа в годы войны нашел яркое выражение в массовом социалистическом соревновании. Оно превратилось в могучую движущую силу развития военного производства. Соревнование охватило миллионы рабочих, инженеров, техников и проходило по всей стране под боевым лозунгом «Все для фронта! Все для победы над врагом!».

В Рыбинске социалистическое соревнование принимало самые разнообразные формы. Это и развернувшееся по примеру горьковчан движение двухсотников, а затем трехсотников и даже пятисотников.

На заводе полиграфических машин в июле 1941 года было 275 двухсотников, а в декабре того же года число их увеличилось до 515 человек. Это и многостаночничество, движение за совмещение профессий. На машиностроительном заводе члены молодежной бригады Вали Михайловой, выполняя нормы выработки более чем на 200%, помимо своей основной специальности, овладели еще профессией шлифовщика, фрезеровщика.

На заводе дорожных машин возникла еще одна форма соревнования – взятие боевого задания. Так, токарь инструментального цеха Петухов, получив боевое задание, решил выполнить его на 500%. Фактически же он его выполнил на 780%.

Все эти формы соревнования стали возможными благодаря широкому применению рабочей смекалки, развитию рационализации и изобретательства, внедрению технического прогресса.

Многие рыбинские предприятия неоднократно выходили победителями во Всесоюзном социалистическом соревновании.

Коллектив Рыбинского депо

Победители и ударники

В 1942 году была отмечена высокими правительственными наградами и большая группа работников полиграфзавода. Среди них – директор завода Василий Дмитриевич Манин, награжденный орденом Ленина; Владимир Владимирович Федосов, начальник цеха № 5, награжденный орденом «Знак Почета»; токари Лидия Щулепова и Мария Комарова, награжденные медалью «За трудовую доблесть»; слесарь Григорий Иванович Степанов, бригадир первой в городе фронтовой бригады.

Тяжелейший участок работы был на заводе у Ивана Васильевича Тимошина. Он трудился начальником литейного цеха. В нем очень часто бывали перебои из-за недостатка известняка. Приходилось идти на крайние меры. Например, с разрешением городского комитета обороны разобрали одну церковь, были вынуждены разобрать фундамент заложенного цеха № 2 и использовать этот известняк. Так что Тимошину приходилось работать день и ночь, выкладываться до конца. Недаром его труд в 1943 году был отмечен высокой наградой Родины – орденом «Знак Почета».

Массовый характер приняло социалистическое соревнование среди рабочих железнодорожного транспорта.

С июля 1941 года по февраль 1942 года коллектив рыбинского железнодорожного узла работал в особо трудных условиях прифронтового участка (особенно до разгрома немцев под Москвой и в период оккупации фашистами Калинина), а также в условиях воздушных налетов фашистских захватчиков. В то же время, когда враг наступал со всех сторон, Ярославская железная дорога была единственной, связывающей тыл с фронтом.

Так, в частности, все, что давал тыл осажденному Ленинграду, проходило через Рыбинский узел. Хотя работа узла протекала в чрезвычайно сложных условиях, коллектив успешно обеспечивал нараставшие перевозки войск и военных грузов для Западного, Калининского, Северо-Западного и других фронтов, а также снабжение важнейших отраслей промышленности тыла.

Машинисты М. И. Боровиков, Н. И. Новоселов, И. М. Штанько в 1942 году награждены орденами Трудового Красного Знамени за героизм и мужество, проявленные при вождении поездов в условиях вражеских бомбежек.

Таким был и коммунист Леонид Николаевич Коробков. Тринадцатилетним подростком пришел он в Рыбинское локомотивное депо в 1917 году. Работал слесарем, машинистом паровоза, ревизором по безопасности движения поездов. Будучи машинистом, Леонид Николаевич не терпел разгильдяйства и неряшливости, поезда водил точно по графику. Одним из первых в депо начал водить поезда на высоких скоростях. Свой опыт он передавал молодым машинистам.

Когда началась война, и ряд женщин не побоялись трудностей и пошли работать в паровозное депо станции Рыбинск, Л. Н. Коробков помог своей жене Анне Федоровне овладеть специальностью паровозника. Окончив краткосрочные курсы и проработав несколько месяцев помощником машиниста, она сдала экзамены на машиниста и встала за правое крыло паровоза. А. Ф. Коробкова настойчиво преодолевала трудности военного времени и не уступала в работе мужчинам. Она, как и муж, была награждена значком «Ударник Сталинского призыва». В числе многих других женщин-машинистов и помощников машинистов Рыбинского депо – Родина, Иванова, Урбалович, Загребаева, Зорина. А Л. Н. Коробков уже после войны был награжден орденом Ленина.

Зимой 1943 года коммунистами Рыбинского депо была создана Сталинская колонна. Она возглавила борьбу за выполнение плана грузоперевозок. Лучшие машинисты и кочегары депо трудились в этой колонне. Среди них – братья Борис и Леонид Моченовы. Они стали инициаторами ленинского движения в Рыбинском паровозном депо. В годы войны имя машиниста Лунина было известно всей стране. Он сам стал ремонтировать свой паровоз и перешел на вождение тяжеловесных составов на высоких скоростях.

В Рыбинском депо машинист Леонид Павлович Моченов увеличил техническую скорость вождения состава более чем на 7 км в час. А его брат Борис Павлович стал водить поезда со скорость 46,7 км в час. За самоотверженный труд в годы войны Л. П. Моченов был награжден знаком «Ударник Сталинского призыва», а Борис Павлович – знаком «Почетный железнодорожник».

Рыбинск, группа сотрудников завода полиграфических машин среди награжденных госнаградами в Кремле

Красные знамена и ордена

Ярославская железная дорога в годы войны успешно справлялась со всеми военными и народнохозяйственными перевозками. Труд коллектива железной дороги был высоко оценен партией и правительством. Девять раз ему присуждалось переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны и десятки раз – переходящее Знамя КПСС и ВЦСПС. Эта высокая оценка в полной мере относится и к коллективу Рыбинского железнодорожного узла.

В 1943 году коллектив катерозавода получил новое задание Наркомата – освоить впервые в СССР производство торпедных морских катеров ТМ-200. Новые катера предстояло строить прогрессивным секционным методом с применением электросварки, специальными электродами с качественной обмазкой.

Весь коллектив катерозавода в те дни следил за соревнованием производственников двух участков: сборочного, где мастером был А. А. Иванов, и сварочного, который возглавлял А. И. Белозеров. Никто не хотел уступать первенства. Стоило сборщикам несколько вырваться вперед, как сварщики тут же буквально удваивали свои усилия. Александру Ивановичу Белозерову удалось создать на участке дружный, спаянный коллектив, в котором были очень развиты взаимопомощь, стремление не только уложиться точно во время, но и опередить срок выполнения задания. Сам опытный электросварщик, он умело организовывал людей, помогал в освоении нового метода сварки. Недаром, будучи уже заместителем начальника цеха, за большой вклад в дело освоения и выпуска оборонной продукции в мае 1944 года Александр Иванович Белозеров в числе семи других работников завода был награжден орденом Красной Звезды.

Тяжелый, но славный трудовой путь прошла и работница завода дорожных машин Александра Константиновна Проскурякова. В 14 лет она уже работала грузчиком на железной дороге. В 15 лет поступила ученицей стерженщицы на завод «Рено», вступила в комсомол. В 1939 году перевелась на дормашину и всю войну проработала стерженщицей в литейном цехе завода. В самом начале войны Александра Константиновна, как и многие женщины в тылу, осталась одна с ребенком на руках. Муж ушел на фронт, а в 1945 году получила известие о его гибели. С 1942 года Проскурякова стала работать во фронтовой бригаде Харчевниковой. Ее работу сразу же заметили. Она быстро и хорошо освоила технологический процесс участка, ежедневно стала выполнять задания на 300-400%. В 1945 году Александра Константиновна первая среди работников завода была удостоена высокой награды Родины – ордена Трудового Красного Знамени.

В годы войны на ГЭС, также как и на других предприятиях города, на смену ушедшим на фронт мужчинам пришли женщины. Одной из первых женщин, освоивших мужскую профессию машиниста ГЭС, стала Тамара Ивановна Черняева. За труд в годы войны и в послевоенные годы была награждена орденом «Знак Почета». Медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие».

ГЭС

Комсомольские фронтовые бригады

Во всех передовых начинаниях на производстве важную роль в годы войны играла молодежь. В 1941 году по всей стране широкое распространение получил замечательный почин комсомольцев-горьковчан, выразившийся в создании на производственных участках фронтовых комсомольско-молодежных бригад, которые не покидали своих станков до тех пор, пока полностью не выполняли боевое задание.

Первая фронтовая бригада в Рыбинске была сформирована в конце 1941 года на заводе полиграфических машин под руководством опытного мастера Григория Ивановича Степанова и выполняла 3-4 нормы в день.

К концу 1943 года на заводе полиграфических машин работало уже 150 комсомольско-молодежных бригад. Работали ребята самоотверженно, с огоньком. Несмотря на то, что зимой в цехах был страшный холод, рабочие не заботились о себе, а боялись, как бы не замерзла эмульсия в трубах станков. Отогревали ее водой, огнем. А сами, стоя у станка, подогревали кирпичи и клали их за пазуху – этим и спасались от холода. Ввиду холода работать приходилось в рукавицах. Когда же заканчивалась смена, молодежи очень часто приходилось еще идти и на погрузку готовой продукции. И никто не жаловался на трудности.

Большой честью для комсомольско-молодежной бригады было получить звание фронтовой. Его нужно было заслужить самоотверженным, высокопроизводительным трудом, и когда ребятам его присваивали, всегда этот день был праздником не только для них, но и для цеха, всего завода.

Первой в городе звание фронтовой бригады удостоилась комсомольско-молодежная бригада шлифовщиц машиностроительного завода под руководством Вали Михайловой.

На заводе полиграфмашин одной из первых таких бригад была бригада Василия Батова. Сам он подростком пришел на завод в 1941 году. А в 1943-м был уже бригадиром фронтовой бригады. В день подготовки к празднованию 26-й годовщины Советской власти члены бригады написали письмо бойцам 234-й дивизии, где рапортовали о своих трудовых успехах. Поддержав инициативу московских комсомольцев – с меньшим числом людей давать больше продукции – они решили высвободить из своей бригады двух человек для создания новой бригады, а сами продолжали выполнять по 2-3 нормы.

«Цель наша одна, — писали они фронтовикам, — вы беспощадно громите немецко-фашистскую свору, уничтожайте ее, а мы в тылу будем трудиться не покладая рук, будем помогать вам крепить могущество нашей Родины».

Комсомольцы города, выполняя обещания, данные героям фронта, показывали образцы трудовой доблести. Сорок шесть часов не покидал цеха комсомолец судоремонтного завода Сергей Гудовский. Отдохнув всего лишь три часа, он остальное время проводил за станком и закончил работу только тогда, когда полностью и качественно выполнил срочное задание.

К концу войны в городе было 529 комсомольско-молодежных бригад, которые объединили более 3000 молодых рабочих. 284 бригадам было присвоено звание фронтовых.

Кожзавод

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Ирина 10:27 | 21 мая 2021

Какую продукцию выпускали заводы Рыбинска в годы ВОВ ? Почему ничего не сказано о Рыбинском моторостроительном заводе, Рыбинской ГЭС и других предприятиях ?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме