Этот дом, расположенный в самом сердце исторического центра Рыбинска, в Вознесенском переулке, был построен в начале 1800-х годов.
Зданием до 1897 года владели рыбинский купцы Сыроежины – братья, их наследники, вдова Николая Сыроежина.
Затем, до национализации в 1918 году, дом принадлежал владельцу соседнего строения – крупному промышленнику Василию Аксенову. В этот период здание претерпело некоторые изменения, не оказавшие существенного влияния на его структуру и облик.
В 1993 году его внесли в перечень объектов историко-культурного наследия Ярославской области в статусе выявленного объекта культурного наследия. И до сих пор, несмотря на позднейшую пристройку, примыкающую к историческому зданию с юга, первоначальный объем хорошо просматривается в структуре здания.
Оформление фасадов дома восходит к типовым проектам, рекомендованным к постройке в уездных городах, рассказывают в рыбинском департаменте архитектуры и градостроения. Декор фасада выполнен в классицистской манере, отличается сдержанностью и лаконизмом, свойственным стилю. Основным художественным акцентом в оформлении фасадов является развитый венчающий карниз здания.
Стилистически здание представляет собой характерный для первых десятилетий XIX века образец городской застройки, выполненной по типовому проекту в стиле классицизма. Оно имеет градостроительную ценность, фиксируя линию разреженной застройки Вознесенского переулка, трасса которого восходит к дорегулярной планировке Рыбной слободы.
— Дом Аксенова представляет собой ценность как пример развития рыбинской городской архитектуры в начале XIX века и является подлинным свидетельством воплощения градостроительной реформы Рыбинска, — говорит директор департамента Виктория Нелидова.
На протяжении двух столетий здание сохраняло свою первоначальную функцию – жилого дома. В 2013 году его купил Андрей Мишин – бывший депутат и печально известный в Рыбинске застройщик.
В 2018 году департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области внес Дом Аксенова в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как объект культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом жилой Сыроежиных», 1800-1810 гг.
— Однако собственник не проявляет должного внимания и уважения к исторической и архитектурной ценности объекта, — рассказывает Виктория Нелидова. — Неоднократно начиная с 2013 года областной департамент выдавал Мишину разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Так, 24 декабря 2013 года собственнику разрешили приспособить здание под современное использование: изменить внутреннюю отделку помещений, заменить внутренние инженерные сети, устроить лестницу.
20 июня 2014 года Мишин получил разрешение на ремонтно-реставрационные работы по фасадам, а 16 сентября 2015-го – приспособить объект под жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и внутренней отделкой.
Однако современный владелец распорядился имуществом по-своему.
— Во время работ он затронул конструктивные характеристики надежности и безопасности объекта, что в соответствии с Градостроительным кодексом РФ требует получения разрешения на строительство, — рассказывает директор рыбинского департамента. – В результате областной департамент отказал Мишину в утверждении отчета о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия.
Андрей Мишин опротестовал отказ в суде. Однако закон встал на сторону департамента.
При этом есть существенный нюанс. Еще во время проведения реконструкции Мишин заключил предварительные договоры купли-продажи жилых и нежилых помещений, и покупатели отдали ему деньги.
Объект до сих пор не введен в эксплуатацию. Жилые и нежилые помещения покупателям не переданы. Сегодня администрация Рыбинска пытается защитить их права и ищет возможности для Мишина регистрации его собственности.
— Только собственник вправе обратиться в суд о регистрации своей собственности, — говорит Виктория Нелидова. – Андрей Мишин может заказать экспертизу, исправлять, доказывать свою правоту. Мы в этом очень заинтересованы, потому что не хотим, чтобы права жителей, оплативших помещения, нарушались.
Однако Мишин никаких действий для ввода объекта в эксплуатацию и поддержания его в нормативном состоянии не предпринимает. Ситуация осложняется тем, что в отношении него начата процедура банкротства. И Дом Аксенова включен в конкурсную массу имущества, за счет которого будут удовлетворены требования кредиторов. Причем по очереди, предусмотренной законом.
— Исходя из смысла статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», требования приобретателей жилых и нежилых помещений в Доме Аксенова могут быть удовлетворены только в последнюю, третью, очередь, — говорит директор департамента.
И сюда подростки-отморозки добрались со своими каракулями. А почему вы ничего не говорите и не пишете про особняк купца Журавлёва рядом через дорогу, который уже много лет пребывает в руинированном состоянии, и конца и края этому не видно. Администрация города не может никак добиться от собственника здания начала работ по восстановлению исторической ценности. Обнесли его тряпкой и только. Как же быть с исторической памятью об одном из самых известных и значимых в истории города человеке? Это же был глыба в свое время. Последний раз это здание видели в нормальном состоянии, по крайней мере с фасада, в 80-е годы.
Вопрос сохранения объекта культурного наследия «Ансамбль усадьбы Журавлевых, 1810-е гг., 1838 г., 1860-1865 гг.», расположенного по адресу: ул. Стояла, д. 14/12, находится на контроле Администрации города.
В целях составления плана работ на объекте с собственниками здания Администрацией неоднократно проводились рабочие встречи.
В связи с отсутствием со стороны собственника видимых результатов по сохранению памятника, информация по данному вопросу направлена в Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области с целью проведения надзорных мероприятий.