Лето – опасный период, когда вырастает вероятность наездов электросамокатов на пешеходов и столкновении с ними на дорогах.
В ГИБДД отмечают: сейчас появляется все больше новой техники: электросамокаты, сегвеи, моноколеса. Все больше людей покупают их себе и детям. При этом внятное правовое регулирование эксплуатации такой техники отсутствует. Законодательство не успевает за меняющейся действительностью.
Что же должен знать каждый владелец самоката с электромоторчиком? Где ему разрешено двигаться, а где запрещено? Какие правила он обязан соблюдать? И могут ли электросамокатом управлять дети?
— Начнем с того, что в ПДД определения «самокат» нет, поэтому мы их приравниваем к другим категориям ТС в зависимости от технических характеристик, — поясняет Денис Фиялковский, старший инспектор группы по пропаганде рыбинского отдела ГИБДД. — Об этом нужно помнить родителям, которые хотят сделать детям подарок. Перед покупкой обязательно ознакомьтесь со спецификацией самоката. Обратите внимание на показания мощности и максимальной скорости. Иначе деньги могут быть выброшены на ветер.
Итак, если у вас обычный самокат, без двигателя, или его мощность менее 250 Вт, поздравляем, вы – пешеход. Для езды на маломощной электротехнике водительские права не требуются. Такой техникой разрешается управлять детям.
— Соответственно на них распространяются требования, которые Правила предъявляют к пешеходам. В частности они могут двигаться по тротуарам, а вот выезжать на проезжую часть им запрещено. Дорогу они пересекают по пешеходному переходу, спешившись, — говорит госавтоинспектор.
Самокаты с электродвигателем номинальной максимальной мощностью более 250 Вт и менее 4 кВт и скоростью не более 50 км/час попадают под определение «мопед».
— Для того чтобы управлять таким транспортным средством, необходимо водительское удостоверение категории «М». Оно выдается гражданам с 16 лет после обучения в автошколе. Водитель обязан иметь шлем. Ему разрешено двигаться в крайней правой полосе проезжей части. Передвигаться по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам ему запрещено, — говорит Фиялковский.
За езду без прав водитель самоката, приравненного по характеристикам к мопедам, может быть привлечен к административной ответственности по ст. 12.7 КоАП. Если он едет пьяным, то к нему будут применены санкции и процедуры как к водителю ТС в состоянии опьянения. В такой ситуации, если у человека есть водительское удостоверение, он может его лишиться.
Существуют самокаты мощностью свыше 4 кВт. Они приравниваются к мотоциклам. Для управления ими нужно водительское удостоверение категории «А».
Если таким мощным самокатом управляет ребенок до 16 лет, ему это грозит постановкой на учет в полиции, а родителям – административной ответственностью за ненадлежащий контроль за детьми по ст. 5.35 КоАП.
К сожалению, печальная статистика по ДТП с участием детей на самокатах уже открыта. 6 мая на ул. Рокоссовского пятилетняя девочка переезжала дорогу в неустановленном месте. Она попала под колеса машины и получила травмы. Девочка находилась в сопровождении бабушки. ГИБДД настоятельно рекомендует родителям: проведите со своими детьми инструктаж перед прогулкой на самокате.
— Когда вы отпускаете своих детей кататься, объясните им: машина мгновенно остановиться не может, — советует Денис Фиялковский. — Сейчас машин много даже во дворах. Видимость там ограничена, и водитель авто может не заметить ребенка на самокате и не успеть вовремя затормозить. При движении по тротуарам не забывайте о пешеходах!
Не стоит нестись с максимальной скоростью, чтобы не допустить наезда на пешехода и не травмировать людей. Помните: электросамокат – источник повышенной опасности.
Подойдя к пешеходному переходу, ребенок обязательно должен сойти с самоката, взять за руку взрослого, который переносит самокат через дорогу, и только так они переходят дорогу.
Тема инвалидных колясок на дорогах год от года будет только актуальнее, считают в ГИБДД. Раньше инвалиды сидели по домам. Ни о какой мало-мальски доступной среде речи не шло, да и сами коляски не предполагали передвижений дальше кухни и туалета. Сейчас люди с ОВЗ стремятся жить активной жизнью, посещать культурные и спортивные мероприятия. Стала лучше инфраструктура, да и сами коляски представляют собой современную технику с электроприводом. И люди на них выруливают на дороги общего пользования и едут в одном потоке с машинами.
Водители авто такому соседству, мягко говоря, удивлены. Низкая коляска плохо заметна, при перестроении ее присутствие может стать полнейшим сюрпризом. Понятно, что попадать в ДТП и травмировать человека никому не хочется. Встает вопрос: а такое вообще возможно? Что говорят Правила дорожного движения? И какова позиция ГИБДД?
— Согласно ПДД инвалидные коляски не являются транспортным средством, — поясняет Денис Фиялковский. — Согласно пункту 4.1, в котором прописаны обязанности пешеходов, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, имеют право выезжать на проезжую часть и двигаться по ее краю по ходу движения транспортных средств. Однако есть условие: сделать они это могут только в том случае, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов. При наличии тротуара достаточной ширины инспектор может привлечь их к ответственности по ч. 1 ст. 12.29 КоАП за нарушение ПДД. Нарушителям грозит предупреждение или штраф 500 рублей за нарушение ПДД.
Как человек в коляске может обозначить себя на дорогах? Как он должен поворачивать и пересекать дорогу?
— Эти моменты не прописаны в ПДД, но продиктованы здравым смыслом, — говорит Денис Фиялковский. – При повороте направо сигнализируйте о своем намерении вытянутой в этом направлении рукой, как это делают велосипедисты. Пересекайте дорогу по пешеходному переходу. В темное время суток в городе рекомендуется носить светоотражающий жилет, иметь катафоты на коляске.
По статистике ДТП с участием инвалидов на колясках в Рыбинске пока не было. Тем не менее, в ГИБДД призывают людей с ограниченными возможностями здоровья не рисковать и по возможности двигаться по тротуарам и пешеходным зонам, тем самым обезопасив себя от наезда и не создавая помех для водителей.
Автомобилистов госавтоинспектор призывает быть предельно внимательными и осторожными:
— Если вы заметили на дороге человека на коляске, сбавьте скорость, чтобы при необходимости применить экстренное торможение или маневр объезда. При объезде не забывайте о боковом интервале.
Получится как с мотороллерами (скутерами): сначала продали миллион штук старым и малым, а потом, после тысяч пострадавших обязали получать права и эти мопедики почти исчезли с дорог. А теперь, похоже, историия повторяется — пока не наживутся некоторые барыги на продаже этой фигни и не будет увеличения пострадавших в это лето то думаки «не перекрестятся». А кстати, скажите, старший инспектор — как там у них в развитых странах решена эта проблема? Правда там вроде и дворы почему-то не забиты авто и часто въезд в центр города автомобилям запрещён.