Первые люди не тушили огонь, а берегли его и переносили из пещеры в пещеру. Хозяйки в деревне не выбрасывали хлебную закваску, а хранили ее месяцами и охотно делились с соседями – теплом, добром, хлебом.
Так и город хорошо растет там, где есть жизнь: или на той же территории, где «родился», или на другом месте, но с теми же людьми. Рыбинск берет начало в раннем средневековье – тогда на левом берегу Волги развивалось большое торговое, ремесленное и даже промышленное поселение Усть-Шексна. Затем, после угасания поселения из-за набегов татаро-монголов, местные жители перебрались на правый берег, в Рыбную слободу.
— Вернуть настоящий возраст Рыбинску – не просто блажь, а важный процесс. Город не рождается сразу большим. И хотя в понимании сегодняшнего человека город – это населенный пункт XVIII века с ратушей, четкими улицами, рынком, церквями, но были и города раннего средневековья. Зачем же отвергать эту часть истории Рыбинска? Не будь этой ранней стадии развития, и сегодняшний город был бы иным. Так просто на пустом месте города не возникают и не развиваются, — говорит угличанин Виктор Ерохин, старший научный сотрудник Угличского музея.
28 июня Виктор Ерохин и его коллеги-историки из Ярославля и Ростова встретились в Рыбинске обсудить 950-летие нашего города. В музее-заповеднике состоялся круглый стол на тему «Города Верхневолжья в контексте российской истории XI-XVI веков». 12 ученых, краеведов, археологов говорили о двух аспектах: о месте древнего Рыбинска в средневековой культуре Верхневолжья и о том, чем полезно рыбинцам это открытие и как оно отразится на туризме.
Рыбинск принимал гостей в Мучном дворе, круглый стол устроили на территории выставки «Два берега — одна история», для широкого круга гостей она открылась 29 июня.
Посетители увидят археологические находки: вислые печати XII века, грузила и крючки для рыбной ловли, наконечники древних стрел, копий и кистеней, стеклянные браслеты и медные подвески. В экспозицию вошли документы из архивов России: миниатюры со сбором войск князя Федора у Усть-Шексны в 1446 году, дела о взимании недоимок с жителей Рыбной слободы 1526 года.
Выставка сама по себе – неоспоримое доказательство непрерывности истории Рыбинска, преемственности Усть-Шексны и Рыбной слободы. На это указала Ирина Рыкунова, научный руководитель Рыбинской археологической экспедиции:
— Гости выставки «Два берега – одна история» оценят находки нашей экспедиции. Показательны фото разрезов грунта – на них четко видны временные слои, их непрерывная сменяемость. Внимания достойны дирхемы, арабские серебряные монеты доказывают участие Усть-Шексны в широкой международной торговле. А две печати помощника князя имеют точную датировку — 1088 и 1091 годы. Поселение организовали как узелок княжеской власти, христианизации и торговли. Оно расширялось, и в XII-XIII веках его уровень развития сравним с городом. А в XV-XVI веках жители Усть-Шексны перебрались на правый берег.
Почему так сложно поверить в теорию протогорода Рыбинска скептикам, почему так непросто принять древность нашего города? Об этом рассуждает глава Денис Добряков:
— Воспитанные советской историей, мы долго не подвергали критическому осмыслению двухвековую историю существования Рыбинска. И когда в 2019 году РАН прислал свое заключение, раздумывали: стоит ли обнародовать этот документ. Понимали, что это приведет к серьезнейшим дискуссиям и даже конфликтам. Не всем легко принять новые знания. Но прекрасна как эпоха Рыбной слободы, так и Усть-Шексны – последняя трудами археологов все четче встает перед нами. Эти пласты тысячелетней давности — тоже часть нашей истории. И странно держаться за привычные даты, если историки и археологи доказали древнее происхождение Рыбинска. Так же странно слышать аргумент, что наши предки – опытные рыбаки — не могли переплыть Волгу в XV веке, переселяясь на правый берег.
Гость из Углича Виктор Ерохин тоже не сомневается в способности протогорода «перебраться» через Волгу. Историкам известны случаи, когда город перемещался с места на место и все же остался самим собой.
— К примеру, Переславль-Залесский тоже «переезжал». В летописи от 1152 года есть такие слова: «Юрьи Володимеричь (Долгорукий) переведе Переяславль от Клещина и заложи град велик». Город уже был, просто его немного сместили по воле князя. И сменилось даже имя: был Клещин, стал Переславль. Так что перенос Рыбинска с берега на берег – факт не уникальный,- говорит Виктор Ерохин.
Спорить и дискутировать для ученых – так же нормально, как дышать. Руководитель рыбинской археологической экспедиции Александр Рыкунов перечисляет тезисы, по которым ученые мужи еще не пришли к единому мнению:
— Есть моменты древнейшей истории Рыбинска, по которым ломают копья. Например, о каком устье Шексны идет речь в летописи, где Ян Вышатич повесил волхвов — на нашей Усть-Шексне или севернее? Большие ученые, историки и археологи, – Валентин Янин, Николай Макаров и Олег Рапов — считают, что дело было на рыбинской земле. И вся логика летописного рассказа об этом говорит. Но вот с чем спорить не получится: в XI веке на Усть-Шексне был большой город. И его жители через четыре века перебрались на правый берег. Об этом серьезные ученые уже не дискутируют.
Рыбинск – город промышленный, город технарей. Горожане традиционно скептически настроены к гуманитарным наукам – истории и археологии. Развеять скептицизм рыбинцев призван и круглый стол, и вся экспозиция «Два берега – одна история», где продолжится обсуждение тысячелетней истории Рыбинска. Гостей приглашают участвовать в мастер-классах, лекциях и диспутах.