Ассортимент Первомайской фабрики сложился еще в XIX веке: здесь создавали посуду для широкого круга потребителей – горожан, крестьян. Работали и на восточный рынок. Традиции Кузнецовского фарфора продолжили на фабрике после революции. Но время требовало других форм и рисунков. И, конечно же, молодых энергичных кадров с профильным образованием.
В тридцатые годы перестраивалась вся фарфоровая промышленность СССР. Требовалось изменить ассортимент массовой посуды, ввести новые способы производства. На заводах одна за другой открывались творческие лаборатории, где рождалась новая посуда для новой страны. Молодые художники пришли на Ленинградский фарфоровый завод, фабрики в Дулево и Дмитрове.
А на фабрике в Песочном работали все те же мастера, приехавшие из подмосковных Гжели и Дулево еще в XIX веке. Опыт ученикам они передавали в школе фабрично-заводского ученичества. Кстати, преподавал в ФЗУ и Гордей Лесовик, известный в городе художник и ученый. Для творческого развития привлекали к работе и мастеров народных промыслов – обычная практика тех лет.
— На Дмитровском заводе работали хохломичи, в Дулево и Конаково – палешане. Мастера из Палеха работали и на Первомайском фарфоровом заводе, правда, недолго, — пишет специалист Рыбинского музея-заповедника Наталья Коновалова в докладе, представленном на Золотаревских чтениях.
Все это позволяло художникам черпать вдохновение, искать новые мотивы. Однако прорыву в производстве не помогали ни опыт старых мастеров, ни привлечение народных умельцев. Требовалась «свежая кровь».
Конечно, на фабрике пытались выпускать посуду в духе времени. Так, в 1934-1935-е годы здесь изготавливают декоративное блюдо «Слава мужественным челюскинцам» и тарелку с портретом всесоюзного старосты Михаила Калинина. Но этого явно недостаточно.
Развитие Первомайской фарфоровой фабрики тормозило не только отсутствие молодых кадров – в 1932-1936-х годах предприятие находилось под угрозой закрытия.
— Гидроэлектростанцию на Волге планировали построить возле Ярославля, что грозило подтоплением фабричной территории и поселка. Из-за этого фабрике не выделяли денег на модернизацию, ремонт, новое оборудование, — поясняет специалист.
Ситуация изменилась в 1936-м, когда место плотины перенесли выше Рыбинска. В этом же году на фабрике появилась творческая лаборатория, куда вошли 10 художников.
— Специалистов обеспечили художественными альбомами, журналами и литературой по искусству. Их ждали экскурсии в Третьяковскую галерею, Музей западной живописи и Красной Армии, на Сельскохозяйственную выставку. За создание новых эскизов художников ждала премия, — пишет Коновалова.
И вот результат: «Ассортимент фасонов изделий расширен. Худсовет утвердил 29 форм изделий, в том числе чайный сервиз, три фасона кофейного сервиза, кукольный сервиз, две вазы, шесть фасонов чашек», — говорится в отчете фабрики за 1938-й год.
Время требовало от художников лозунгов и агиток. В Песочном создавали немало фарфора с портретами вождей, яркими событиями современности, видами новой техники и архитектурных сооружений. Чаще это не утилитарные сервизы, а вазы и нарядные блюда.
Так, вазу с портретом Сталина создал в 1939 году автор Александр Надулищев. А вазу «Да здравствует 1 мая!» – в 1941 году Александра Бабанова. Очень известной в стране стала статуэтка «Колхозницы за чтением газеты», созданная Семеном Ющуком в 1937 году.
Успехи коллег расписал в газетной статье их начальник Беляев: «В переливах золота всеми цветами радуги наряжается фарфор в тон персидских ковров, в полевые цветы просторов нашей родины, в замысловатые орнаменты, ленты, полоски. Есть и тематика наших дней: чкаловский полет, ХХ-летие Ленинского комсомола, конница Буденного. Живописцы отобразили в фарфоре достижения Мичурина и борьбу крестьянства за 7-8 миллиардов пудов хлеба. Ежедневно завод выпускает 60 тысяч изделий, 50 тысяч изделий каждый день раскрашивает коллектив живописцев».
Дождался Первомайский завод и «свежей крови». В конце 1938 года из Одесского художественного института приехали под Рыбинск трое юных выпускников керамического факультета.
Михаил Паламарчук, Иван Гончаренко, Дина Клювгант – эта троица оказала огромное влияние на развитие лаборатории завода. Декоры Клювгант исследователи выделяют особо. Создавая яркий чайный сервиз «Сороки», художница явно черпала вдохновение в дореволюционной росписи.
— Клювгант выбрала плотное оранжево-красное крытье. На его фоне зеленоватые ветви со светло-желтыми цветами, отпестренными черной и золотой красками, кажутся полупрозрачными, — пишет специалист. – Такой же принцип использован в росписи дореволюционного сервиза Кузнецова «Коралловый», он отличался «кроющим красным цветом фона и контрастным зеленым в листьях».
Кисти Клювгант принадлежит и более поздний декор «Пионеры» (1945 г.): в послевоенном сервизе художница использовала мирный мотив детской игры, выполнив его в духе неоклассицизма.
Позже на завод пришли еще двое художников и два скульптора с профессиональным образованием. Ежемесячно живописец обязан был разработать два эскиза декорирования изделий, скульптор – одну модель скульптуры или форму посуды. Лаборатория окрепла, здесь стали внедрять новые способы производства, к примеру, фотокерамику. В цехе 347 рабочих декорировали фарфор.
— Первое время формы чайной посуды, с которыми работали мастера, были традиционны. А вот красочные сочетания были разными, изделия получались контрастными. Активно использовали мотивы контрастные цветные полосы, дополненные растительным орнаментом. Разрабатывали ситцевый декор с мелкими цветами или букетиками, разбросанными по поверхности, — описывает Коновалова.
Кто пил из чашек Первомайской фабрики? Особенностью производства в Песочном была его нацеленность на восточный рынок. Путь в Азию наладил еще Кузнецов, и в 30-х годах сбыт пиал и кисэ расширялся день ото дня, со временем составив большую часть производства.
Художники оформляли восточные сервизы проверенным декором: «виноград», «пурпуровый и люстровый лист на ленте», «розан», «мушель», «кашгарские печати». И отправляли в Иран, Афганистан, Турцию, Монголию, Китай. Получается, из рыбинского фарфора пила половина Азии.
Статья создана по материалам доклада Натальи Коноваловой «О создании художественной лаборатории на Первомайском заводе» на Золотаревских чтениях