Темы 28 июля 2021

ОСАГО забуксовало на «шашечках»

Страховщики отказываются оформлять полисы автогражданки для такси. Если так пойдет и дальше, перевозчики не смогут работать. По крайней мере, легально

С ОСАГО постоянно происходят какие-то неприятные вещи. То полисов нет, то страховщики навязывают дополнительные услуги, то вовсе отказываются страховать. То всех подряд, то мотоциклистов, теперь вот – таксистов.

Многие собственники автопарков такси в Рыбинске, среди них и юрлица, и ИП, постоянно сталкиваются с отказами федеральных страховых компаний в продаже полисов ОСАГО. По нашим сведениям, за последний год проблемы с оформлением договоров автогражданки имели как минимум 200 машин.

Руководитель ООО «Единая служба такси» Рыбинска Эдуард Елизаров говорит, что отказы начались еще в 2017 году. Потом ситуация немного выровнялась. Но, как оказалось, радоваться было рано. И в 2020-м таксисты вновь попали страховщикам в немилость.

— Мы столкнулись с невозможностью оформить полисы ОСАГО, – говорит предприниматель. – При личном обращении в офисы страховых компаний сотрудники отказывают страховать автомобили такси, не ссылаясь ни на какие законы или нормативные акты. Ответ простой: то у них нет бланков, то не работает программа. Иногда отсылают оформлять ОСАГО в головной офис, который может располагаться в другом регионе.

Все попытки приобрести электронный полис для юрлица тоже терпят фиаско.

— Всякий раз процесс завершается тем, что документы не проходят проверку. Непонятно, почему нельзя отрегулировать программу, если дело действительно в технической ошибке? Почему я не могу включить компьютер, завести данные и приобрести страховку? – возмущается аварийный комиссар компании Николай Колосов.

Можно предположить, что страховые компании считают, что страховать «шашечки» не рентабельно. Таксисты с этим не согласны.

— ОСАГО на год на «Логан» обходится 18800 рублей. Для сравнения: застраховать аналогичный автомобиль эконом-класса для личного использования раз в пять дешевле. По нашей внутренней статистике, число ДТП по вине рыбинских водителей – порядка 10%. Коллеги из Ярославля называли цифру 13-15%. Мы считаем, что не являемся убыточными для страховщика, – рассуждает Елизаров. – Есть ощущение, что за бойкотом на страхование такси может последовать повышение тарифа.

Важный момент: ОСАГО – не прихоть предпринимателя. Оформление полиса автогражданки – это требование закона. Как для владельца машины, так и для страховщика. Договор ОСАГО является публичным договором. И страховая обязана оформить полис по первому запросу. Бойкотируя автовладельцев без веских оснований (отсутствие бланков и глюк программы к ним не относятся), она нарушает закон. Согласно части 3 статьи 426 Гражданского кодекса РФ отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии такой возможности не допускается. А за необоснованный отказ страховой организации (агента, брокера) от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральным законодательством о конкретных видах обязательного страхования, нарушителю грозит штраф по ст. 15.34.1 КоАП: для должностных лиц – от 20 до 50 тысяч рублей, для юрлиц – от 100 до 300 тысяч рублей.

Однако штрафом, даже таким весомым, по всей видимости, страховщика не привести в чувства. Жалобы, проверки, санкции ни к чему не приводят.

— В 2017 году мы писали обращение в Российский союз автомобилистов, предоставляли скриншоты, подтверждающие невозможность оформления е-ОСАГО, и видеозаписи бесед с сотрудниками страховых компаний, где нам отказывали в оформлении полисов. РСА нам посоветовал обратиться в Центробанк, который регулирует рынок автострахования. ЦБ провел проверку, через несколько месяцев мы получили ответ в таком духе: выявлен ряд нарушений, страховая компания была оштрафована, попробуйте застраховаться еще раз. Пробовали. История повторяется: опять с нашим приходом ломается принтер, виснет программа, заканчиваются бланки, – говорит Колосов.

Страховки нет, а работать надо. Таксисты стали искать новые выходы из ситуации. Пробовали оформлять ОСАГО на физлицо, в графе «Цель использования» указывали «Личная» с тем, чтобы потом перевести застрахованный автомобиль в разряд такси.

— Но как только лицензия появляется на сайте департамента транспорта Ярославской области, страховая компания просто расторгает с нами договор, не оставляя нам возможности и времени для внесения изменений в данный страховой полис, – поясняет Эдуард Елизаров. – При этом деньги за приобретенную страховку нам никто не возвращает.

За последние полгода рыбинские таксисты более 60 раз сталкивались с подобной ситуацией, когда страховщик в одностороннем порядке расторгает уже действующий договор с владельцем авто при попытке перевести его в разряд такси.

— Мы хотим работать честно, открыто, а нас загоняют в тень. Без ОСАГО мы не можем поставить автомобиль на учет, не можем получить лицензию на работу такси. Незастрахованные машины простаивают, мы несем убытки. К чему эта ситуация может привести? К тому, что компания не сможет работать, платить налоги в местный бюджет, – констатирует руководитель компании.

Он подчеркивает, что проблема с ОСАГО для такси не городского и даже не областного, а федерального масштаба.

— В группе в одной из соцсетей таксисты со всей страны давно уже трубят о том, что не могут застраховать свои машины, – говорит он.

Руководители служб легковых такси региона решили объединить усилия, чтобы противостоять беззаконию и спасти бизнес. Предприниматели из Рыбинска, Тутаева, Ярославля направили коллективное обращение уполномоченному по защите прав предпринимателей в Ярославской области Альфиру Бакирову. Они надеются, что страховщиков все-таки обяжут выполнять требование закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

14 июля состоялось совещание у бизнес-омбудсмена с участием заявителей и заместителя управляющего отделения Центробанка России Евгения Ефремова. Альфир Бакиров поддержал представителей фирм такси:

— Мы направим в Банк России официальное обращение, обозначив свою позицию в защиту предпринимателей. Будем просить проработать механизм реагирования на ситуацию. Как прозвучало сегодня на совещании, ярославские предприниматели-таксисты в данной проблеме не одиноки.

Таксистам омбудсмен советует собирать доказательную базу – фиксировать все случаи отказов и направлять их в интернет-приемную Центробанка.

Бакиров не исключает и вероятности создания при облдуме рабочей группы для проработки законодательных инициатив, которые будут направлены на решение проблемы.

— Мы продолжим мониторить ситуацию и будем собирать дополнительную информацию по этой теме, чтобы понять ее масштабность. Обращаюсь к предпринимателям, столкнувшимся с проблемой, с просьбой уведомить об этом нас по телефону (4852) 78-56-02 или по почте ombudsmanyar@mail.ru.

Наше издание будет следить за развитием событий.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме