РГАТУ имени П. А. Соловьева усиливает кооперацию с партнерами, находит новые направления и форматы работы для подготовки молодого поколения профессионалов.
Университет разрабатывает программы кооперированного образования для подготовки исследователей и разработчиков, укрепляет контакты с Общероссийским движением поддержки флота, Объединенной судостроительной корпорацией и открывает патриотический студенческий клуб.
О планах рассказывает ректор университета, доктор физико-математических наук, профессор Валерий Кошкин.
— Валерий Иванович, почему Рыбинский авиационный технический университет заинтересовался флотской тематикой?
— Конечно, это не случайно. Исторически Рыбинск тесно связан с речным и морским флотом. Рыбинск – город на Волге, город бурлаков. Рыбинская земля дала России непобедимого адмирала Федора Ушакова.
И сегодня развитие университета неразрывно связано с развитием города, региона. Мы являемся базовым вузом кластера «Газотурбостроение и энергомашиностроение» Ярославской области. Авиастроение, а именно – двигателестроение, является одной из ключевых отраслей промышленности Ярославской области, Рыбинска. Судостроение также входит в группу ключевых отраслей. Только в Рыбинске три верфи. Кроме того, «ОДК-Сатурн» – базовое предприятие университета – решает весь спектр задач по созданию силовых энергетических установок для морских судов и тем самым связывает две мощнейшие корпорации – двигателестроительную и судостроительную.
Мы понимаем, что развитие идет через решение сложных задач, в процессе взаимодействия с толковыми людьми, предприятиями, корпорациями, общественными объединениями. Университет заинтересован в сильных партнерах, у которых мы можем чему-то научиться и которым сами можем быть полезны, с которыми можем реализовать самые амбициозные проекты. И одним из таких ключевых партнеров для нас является Общероссийское движение поддержки флота. 6 августа состоялось собрание Ярославского регионального отделения ДПФ. Представители рыбинского университета приняли активное участие в обсуждении планов работы регионального отделения.
— Что это за движение? И как вы собираетесь взаимодействовать?
— Движению уже тридцать лет. Датой основания ДПФ является 10 сентября 1991 года, когда группа офицеров флота по инициативе Михаила Ненашева создала Общественный совет по подготовке к 300-летию Российского Флота. Впоследствии Совет был преобразован в Общероссийское движение поддержки флота. В него входят представители Военно-Морского Флота, Морского транспортного, Речного и Рыбопромыслового флотов, Морской пограничной береговой охраны, судостроительной и судоремонтной промышленности, морской науки, народного флота – яхтинга. Здесь много уникальных людей, профессионалов с огромным опытом: адмиралы, командующие флотами, руководители госкорпораций, ученые, путешественники.
Направлений работы у ДПФ много: привлечение внимания властей к проблемам Военно-Морского Флота, судостроения, морской науки, подготовки кадров и другие. Большое внимание Движение уделяет морскому просвещению, работе с молодежью, активно ведет патриотическое воспитание.
Мы хотим предложить студентам позитивные ориентиры. Важную роль в этом играют встречи с интересными, сильными духом людьми, которые могут рассказать о морских походах, научных исследованиях, задачах современного производства, решении экологических проблем, развитии транспортной инфраструктуры страны. Участников Движения мы будем приглашать на встречи патриотического университетского клуба. Его открытие мы запланировали на август.
— Сегодня слово «патриотический» нередко становится синонимом чего-то формального, зарегламентированного. Как вы понимаете задачу патриотического клуба для студентов?
— Согласен, что молодежь устала от излишней регламентации, за которой часто теряется суть. Мы сторонники совсем других решений. Патриотизм начинается с простых вещей, с любви к малой родине, к своему городу, каким-то его уголкам. Простой пример – Карякинский парк рядом с университетом. Ухоженные дорожки, зелень, лебеди, фонтан. Люди любят этот уголок не потому, что так надо, или им так сказали, а потому, что там красиво и интересно. Мы тоже хотим сформировать в Рыбинске сообщество, где будет действительно интересно молодежи.
Создавая патриотический клуб, мы пытаемся привлечь студентов к тому, чтобы они активнее участвовали в общественной и научной жизни, обменивались идеями и опытом с профессионалами, заражались духом исследователей, первооткрывателей, испытателей, участвовали в реальных проектах, направленных на созидание. При поддержке ДПФ такие студенческие проекты уже реализуются. Например, проект «Пионер-М» в Севастополе, когда студенты при поддержке преподавателей и специалистов отрасли разработали прототип маломерного научно-исследовательского судна с элементами беспилотного управления. Судно уже построено на заводе в Петербурге. В сентябре планируется спуск «Пионера» на воду.
Преподаватели нашего рыбинского университета вместе с аспирантами и студентами тоже участвуют в разработке инженерных проектов для предприятий и госкорпораций.
— Для «ОДК-Сатурн»?
— В основном, но не только. Например, недавно состоялся спуск на воду самого большого судна, когда-либо построенного корабелами рыбинского «Вымпела» – морского транспорта вооружения «Геннадий Дмитриев». Наши специалисты разработали конструкторскую документацию на стапельную оснастку для сборки секций судов, киль-блоки, спуско-подъемный судовозный поезд грузоподъемностью до 2400 тонн-сил.
Мы намерены развивать сотрудничество с судостроителями и в других направлениях. Недавно к нам приезжали эксперты из ОСК. И первое их впечатление – они удовлетворены возможностями Рыбинска – и вуза, и самого города. Успех университета, повторю, неразрывно связан с успехом города.
— Вы делаете ставку на привлечение студентов в реальные инженерные проекты. Расскажите об этом опыте подробнее.
— Для того чтобы чему-то научиться, нужно именно этим и заниматься. Собираешься стать разработчиком высокотехнологичной продукции – участвуй в исследованиях и разработках вместе с лучшими специалистами. Вот почему мы организуем работу в команде: творческая, креативная молодежь генерирует свои идеи, профессионалы – преподаватели нашего и других вузов, специалисты отрасли – делятся своими опытом и знаниями.
В этом году у нас двенадцать проектов, где студенты занимаются реальными разработками, причем самыми перспективными. Это и малоразмерный газотурбинный двигатель, который, кстати, может быть применен в качестве энергоустановки на морском или речном судне. Это и применение машинного зрения, искусственного интеллекта для решения производственных задач. Это разработки, связанные с созданием новых материалов.
Мы продолжим эту линию подготовки специалистов, будем разрабатывать не формальные, а конкретные проекты для реального производства, где студенты участвуют не как статисты, а как созидатели.