Избранное Темы 22 августа 2021

Запрещенное кино

90 лет назад власти Рыбинска запретили строить кинотеатр на углу Крестовой и Румянцевской.

Но «Центральный» все же возвели. Вспоминаем, с чего начался легендарный кинотеатр.

«Кинематограф у женщины – единственное утешение в жизни», — пишет Михаил Булгаков в «Собачьем сердце». Великий аттракцион, где сотни зрителей в темном зале в унисон плакали и смеялись, влюбляясь в актеров и актрис – молодая советская власть рано осознала исключительное влияние кинематографа на умы граждан.

Недаром одна из первых мегастроек в Рыбинске – кинотеатр, который потом назовут «Центральный». И возводят его не на окраине – в самом сердце старого купеческого мира, снося целых три усадьбы на перекрестке Крестовой и Румянцевской.

Словно прививку остромодным кинематографом ставят старому Рыбинску, надеясь, что от здания кардинально новых форм пойдут по городу волны окультуривания и пролетарской сознательности.

Искусство нового времени

В 20-х годах XX века кино прочно входит в жизнь советских людей, его признают одним из важнейших пролетарских искусств, средством пропаганды и развлечения.

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», – этими словами Ленин обеспечил надежную господдержку молодому виду искусства.

К началу 30-х в стране открыты киностудии и сеть кинотеатров с отечественными проекторами, налажен выпуск кинопленки, создается своя звуковая киноаппаратура.

В Рыбинск тоже приходит звуковое кино.

Общий вид кинотеатра «Центральный» 1930-е гг.

«Первую звуковую киноустановку в Рыбинске установили в начале 30-х на культбазе завода № 26 («ОДК-Сатурн»). Однако небольшой кинозал не мог пропустить всех желающих смотреть звуковые фильмы. В эти годы Рыбинск активно растет, включаясь в индустриализацию страны. Расширяются моторостроительный, катерозавод, заводы полиграфических и дорожных машин. Городу требуется не просто большой – огромный кинозал», — читаем у Александра Козлова в его «Невыдуманных историях».

«Центральный» – не первый кинотеатр в Рыбинске. К тому моменту на ул. Крестовой уже есть маленький, заведенный еще до революции зал «Модерн», впоследствии «Артек». В городском сквере в 1929 году появляется летний кинотеатр.

Но все это капля в море. Город остро нуждается в массовых зрелищах. И зимой 1930-го на горсовете решают строить новый зимний кинотеатр.

— Рыбинск включили в число первоочередных мест, где выстроят большой зимний кинотеатр до 1000 человек. Проект предусматривает создание при кинотеатре большого сада, отвечающего «запросам обслуживания массового зрителя». Заинтересованные стороны были полны решимости завершить строительство осенью 1930-го, к 13-й годовщине Октября, — пишет краевед Александр Михайлов в книге «Мой Рыбинск. Улица Крестовая».

За основу взяли проект звукового кинотеатра на 1024 посадочных места. Его создал ярославский архитектор Иван Князев, по тем же чертежам в Ярославле чуть позже выстроили брата-близнеца «Центрального» – кинотеатр «Гигант».

Иван Князев, архитектор «Центрального»

Возникает вопрос – почему конструктивизм, ведь на дворе уже сталинские 1930-е годы. Однако вспомним – так называемый сталинский ампир возник после 1933 года, когда официально утвердили проект Бориса Иофана для Дворца Советов.

Поэтому ДК «Авиатор», возведенный в 1937 году, стал столь помпезным – с восьмиколонным портиком и горельефом «Единение народов» на верхушке фасада. А «Центральный» получился авангардно- кубическим, с лаконичными поверхностями, где чередовались стекло и бетон.

Кстати, пустой скромный фасад кинотеатра стал для рыбинцев идеальным полотнищем. Его постоянно «раскрашивали» флагами, плакатами, портретами вождей и даже транспарантами с цитатами про шпионов из уголовного кодекса.

Старое сносим!

Подробный план строительства разрабатывает ярославский трест «Ив-строй» – он и будет возводить здание. Весной 1930-го при обсуждении проекта выясняется – документ требует значительных доработок: перепланировки аппаратной, выноса туалетов и курительной комнаты из подвала на первый этаж.

Задержка и с деньгами – Рыбинск не может самостоятельно финансировать столь масштабное строительство. Горсовет с трудом выделил ссуду – скромные 50 тысяч рублей, затем увеличив ее до 100 тысяч при условии, что Совкино войдет в долю, и появится софинансирование.

Пока идет битва за проект, очищают под кинотеатр место. Где возвести архитектурного монстра, тоже решили не сразу. Какие дома принесли в жертву новому искусству?

Изначально перед горсоветом стояла задача подобрать участок, особо не требующий расселения. И задача была непростая: в конце 20-х центр города был застроен каменными зданиями, выстроенными сплошным фасадом. При дефиците жилья эти дома были или густозаселенными коммуналками, или конторами и магазинами.

— Выбирали места с деревянной малоэтажной застройкой. Разборка деревянных зданий менее затратна, такие дома могли перевезти и собрать на другом месте, — объясняет в своей книге Алексей Михайлов.

Наконец горкомхоз обратил внимание на квартал между ул. Бородулина и Льва Толстого (Румянцевской). Три участка здесь занимали четыре старых одноэтажных дома, окруженных сараями, амбарами и «службами»: коровником, конюшней, баней.

Оркестр кинотеатра «Центральный», сер. XX в.

Дома под номерами 82 и 84 до национализации принадлежали купчихе Александре Беловой, матери архитектора Александра Белова, построившего тюремную церковь Александра Невского на перекрестке Крестовой и сегодняшней ул. Свободы.

Фасад дома на каменном подклете, где жила Белова, выходил на ул. Румянцевскую. Ее дом, выстроенный в 1859 году, признали самым крепким, разобрали и перенесли в поселок Заструйка. Туда же переехал и еще один дом с мезонином. Остальные постройки снесли.

— При разборке домов оказалось, что они в хорошем состоянии. Горсовет включил затраты по их переносу в смету «Совкино», который «получает хороший участок в центре города, но расходов не несет никаких», — цитирует Михайлов решение горсовета.

Бесконечные правки

Стройка «Центрального» растянулась на три года. Ее поразила болезнь, так понятная сегодняшним строителям, – проект постоянно переделывали. Поправки вносили все время, пока возводили здание, все три года проектировщики норовили что-то добавить, навертеть, приукрасить, причем без согласования с заказчиком.

Пока летом 1930-го сносят купеческие постройки и роют котлован, проект кинотеатра продолжает кочевать по инстанциям – его проверяют и переделывают. В июне областное управление строительства разрешает начать закладывать фундамент, но требует детально проработать все чертежи согласно нормам.

Работы начали по частично согласованному проекту. В декабре в проект снова вносят поправки, которые значительно меняют внешний вид здания.

— Центральный вход перенесен – его делают в угловом исполнении. По-другому будут выглядеть окна нижнего фойе и левое крыло здания, — пишет Михайлов.

Пр. Ленина у «Центрального», 1947 г.

К намеченной дате – 13-й годовщине Октября, которую отмечали в 1930 году – стройка, конечно, не завершилась. Рыбинцы начинают сомневаться, что она вообще закончится. Городская газета «Верхневолжская правда» пишет в 1931 году:

«Стройка звукового кинотеатра остановилось на полпути. По последнему заданию постройка кинотеатра должна быть закончена к 15-й годовщине Октябрьской революции. Но очевидно, что к этому сроку здание кинотеатра не будет построено. Работы здесь почти не проводятся».

А вскоре случается страшное. В январе 1931 года горсовет Рыбинска и вовсе решает запретить строительство нового кинотеатра. Причина – новые правки от треста «Ивстрой».

— Поводом для такого решения послужило очередное изменение проекта проектировщиками треста «Ивстрой». В зрительном зале без согласования с Рыбинском возводится балкон с двумя опорными столбами. Застройщик «Совкино» и трест «Ивстрой» не проявляют достаточной инициативы в лучшем оформлении рабочих чертежей и сохранении проекта здания, — перечисляет причины Михайлов.

И все же горсовет вскоре сменил гнев на милость и решил стройку продолжать. Представитель Рыбинска выезжает «выбивать деньги» на кинотеатр – в область и отдел капитального строительства «Союзкино».

И в апреле 1933-го кинотеатр наконец открывают. Горсовет премирует лучших строителей.

— Бетонщик-колхозник Гладков, не допустивший ни одного прогула, премирован месячным заработком и новым пальто. Премию и костюм получили штукатур-колхозник Косьянов и каменщик Другов, тоже трудившиеся без взысканий, — перечисляет Михайлов.

И концерты, и митинги

Какое кино первым увидели горожане в новеньком кинотеатре? В огромном зале на тысячу мест рыбинцы смотрят фильм «Встречный» – оптимистичное производственное кино 1932 года о ленинградских рабочих, построивших первую советскую турбину.

Кстати, именно во «Встречном» впервые позвучал всенародный хит «Нас утро встречает прохладой» на музыку Дмитрия Шостаковича со словами Бориса Корнилова, расстрелянного через пять лет.

Вскоре в рыбинской газете появилась реклама: «Новый звуковой кинотеатр “Роскино”. С 13 апреля ежедневно звуковой художественный фильм “Путевка в жизнь” производства Межрабпромфильм». Название «Центральный» появилось не сразу, а лишь спустя три года.

— В то время в СССР существовали две организации, занимавшиеся прокатом кинофильмов, – «Роскино» и «Совкино». Последней в Рыбинске принадлежали кинотеатр «Артек» и летний кинотеатр в городском сквере. К кинотеатру «Роскино» из-за его огромных размеров приклеилось прилагательное «центральный». С 1936 года кинотеатр стал называться только «Центральный», — рассказывает Александр Козлов в книге «Невыдуманные истории».

афиша Центрального, большой концерт мастеров эстрады, примерно 1937-41 годы

За первые десять лет кинотеатр посетило больше шести миллионов человек. За следующее десятилетие – еще 7,5 млн. Дворцов культуры в Рыбинске еще не было, клуб Кустова не вмещал всех желающих.

Поэтому «Центральный» использовали и как концертный зал для приезжих столичных артистов. Например, здесь выступали прославленный хор им. Пятницкого, великий скрипач Давид Ойстрах.

Ну, и куда же без политики. Фасад «Центрального» никогда не пустовал. Портреты вождей, флаги, лозунги и призывы, казалось, покрывали его стены целиком.

В 1935 году рыбинская газета пишет о пленуме Рыбинского горсовета:

«26 декабря мимо здания Центрального театра “Роскино” проходят тысячные колонны трудящихся. Они демонстрируют верность любимому вождю тов. Сталину. Начальник городского отдела Наркомата внутренних дел тов. Иващенко разъясняет о задачах органов Наркомвнудела после реорганизации ОГПУ. Он призывает депутатов горсовета повысить пролетарскую бдительность против вылазок классовых врагов».

На этой же странице опубликован список избранных членов президиума горсовета. Стоит ли говорить, что через два года половину депутатов из списка расстреляют как врагов народа. Впрочем, это совсем другая история.

демонстрация, 40-е годы

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
так было 11:34 | 22 Август 2021

Рыбинский кинотеатр » Центральный » ,аналог ярославскому » Гиганту «. Прекрасный был кинотеатр с балконом в зрительном зале.На снимке 1976г показан зрительный зал без балкона т.к.после реконструкции балкон ликвидировали.Был неплохой по тому времени буфет.Демонстрировали широкоформатные фильмы по цене 70коп.,с обычным форматом за 50коп.Зал на вечерние сеансы был всегда полон.По окончании сеанса на выходе зрителей встречал запах кондитерских изделий фабрики,окна цеха которой были напротив выхода из зала кинотеатра.» Артек» уже не работал и на его месте был построен «Дом Мод».

Старый рыбинец 13:35 | 22 Август 2021

При СССР во многих кинотеатрах страны перед сеансом выступали оркестры с живой музыкой (!) и в Питере , где я пожил, и у нас, в этом к/т. Нынешнему фанерному поколению это не понять.

Юрий 15:37 | 22 Август 2021

Спасибо !!! Очень интересно.Обстоятельно и увлекательно . СПАСИБО !!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме