Выставка посвящена русскому модерну, это первый стилевой проект в рыбинском музее за его историю. Сейчас тема модерна особенно актуальна, считает ее куратор, искусствовед Ирина Хохлова.
— Сегодняшние преобразования городской среды Рыбинска родственны эстетике модерна. Их объединяют установки сотворения прекрасного и целостного жизненного пространства посредством искусства, — пишет куратор.
Линия столичных образцов представлена великими именами. Гости впервые увидят вместе рисунки Ильи Репина, Константина Юона, Александра Бенуа, Валентина Серова, Филиппа Малявина. Эскизы декораций Николая Рериха и Сергея Судейкина, эскизы театральных костюмов Льва Бакста, книжную графику Сергея Чехонина, меню императорского обеда в исполнении Виктора Васнецова, икону Богоматери кисти Михаила Нестерова 1907 года.
Рыбинские по происхождению памятники зачастую исполнены в «неорусском стиле» — национальном варианте модерна. Самобытны предметы убранства домовой церкви Тюменевско-Баскаковского приюта – витраж, плащаница, хоругви. Этот некогда цельный ансамбль, созданный Владимиром Егоровым, в будущем художником кино, уцелел буквально чудом.
В технике выжигания по дереву выполнен мебельный гарнитур с дачи купца Ивана Дурдина. Его выполнили в рыбинской мастерской рыбинской мастерской с росписями по мотивам сказочных иллюстраций в «неорусском стиле» Билибина и Васнецова.
Графические виды Рыбинска пролеткультовцев Павла Горбунцова, Михаила Щеглова. Фарфор рыбинской фабрики в Песочном — свидетели долгой жизни модерна в провинции, до 1920-1930-х годов.
Частью выставочного пространства становится и само здание музея бывшей Новой хлебной биржи. Этот шедевр «неорусского стиля» столичного уровня украшен изразцами по эскизам Михаила Врубеля. Прогулка по зданию и вокруг него представит его феномен в планировочной системе, облицовке, лепнине, решетках, изразцах.
Эволюция стиля модерн на русской почве и, в частности, в Рыбинске – одна из любимых научных тем рыбинского искусствоведа, сотрудника музея Сергея Овсянникова. Выставка посвящена его памяти.