В нем собраны сотни редких мотоциклов, мопедов, мотороллеров, велосипедов, игрушек, механизмов. Он еще не открыт для массового посетителя, но коллекционер говорит, что уже летом заработает в полную силу.
«Мотославль» расположился в двухэтажном здании бывшего детского сада на Ленина, 178а за БИЦ «Радуга». Три года назад администрация передала Александру объект в бессрочное пользование. С тех пор коллекционер сам себе инвестор и рабочая сила. За свой счет он делает ремонт, все это время пополняет собрание техники и уже нашел экскурсовода.
Единственное препятствие, мешающее музею полноценно работать, – отсутствие тепла. Без него не продолжить ремонт остальных помещений. Техпроект разработан, осталось установить газовые котлы. С подключением коллекционеру обещали помочь в администрации. Александру предстоит заключить соглашение о государственно-частном партнерстве. На прошлой неделе в «Мотославле» рабочее совещание по этому вопросу провел глава города Денис Добряков.
— Обязательно нужно показать рыбинцам этот музей, помочь в скорейшем открытии. Эта богатейшая коллекция, возможно, в России, будет сконцентрирована у нас в Рыбинске, — подчеркнул он.
Двухколесной техникой Александр заболел еще подростком. Купленный по объявлению двухскоростной мопед «Карпаты Спорт» стал первенцем, затем его сменил «Минск», а позже появилась страшно модная в 90-х Jawa последней, 638-й модели.
К своим 38 годам Путненко собрал несколько сотен произведений инженерной мысли. О точном количестве коллекционер распространяться не любит, как и о стоимости техники. Говорит просто — много. И это «много» дважды в неделю пополняется.
В его собрании — железные кони, произведенные в Германии, Японии, Италии, Венгрии, СССР, Польше, Латвии, Чехословакии, Франции, Англии, США, Швеции, Бельгии. Глаза разбегаются!
Они пылились на чердаках и в гаражах, стояли в генеральских квартирах и украшали частные собрания, пока не попали в руки рыбинца. За редкой техникой Александр гоняется по всей России. А недавно пришла посылка из Узбекистана – немецкий велосипед 40-го года выпуска.
Коллекционер констатирует: за последние пять лет предложений о продаже стало меньше втрое. Еще немного – и раритеты будет не достать.
У каждого экземпляра – своя судьба.
Двухцилиндровая «Ява Перак» с мотором в 350 кубов несколько лет назад нашлась в Чувашии. «Ява-354», снабженная амперметром, — в Москве, у внука генерала Великой Отечественной войны, которому мотоцикл вручил сам Брежнев. Мопед «Ява Мустанг», разработанный итальянскими конструкторами, — в Саратовской области. «Ява» с «пятисотым» мотором – ездит он не на бензине, а на метаноле, эту технику поставляли специально для ДОСААФ ограниченным тиражом.
Роскошная Honda Gold Wing 1100 когда-то принадлежала японскому мафиози.
Еще одна редчайшая вещица – первый чехословацкий мотороллер 1959 года Jawa Manet S 100, и он до сих пор на ходу.
Мотоцикл Wandere 98r – рабочая лошадка немецких разведчиков – обнаружился на чердаке дома в Тверской области спустя 60 лет после войны. Еще один немец в коллекции – легендарный мотоцикл DKW NZ350-1. Всего их было выпущено 12 тысяч штук. Многочисленным «немцам», массово выпускаемым в годы войны, Александр планирует посвятить отдельную экспозицию.
Мечта всех коллекционеров – советский тяжелый мотоцикл М-72 в противотанковом исполнении, выпущенный на Московском мотоциклетном заводе (ЗИС) в 1941-м, Александру его тоже удалось заполучить. В свое время смекалистые русские закупили через Швецию 5 мотоциклов BMW, опробованных немцами в 40-м году. Разобрали один военный BMW R-71, а через три месяца запустили свой мотоцикл М-72. Московский мотоцикл выпускался всего полгода, и все партии уходили на фронт. Вернулись лишь десятки машин. Их, именно 41-го года выпуска, во всем мире сегодня насчитывается 3-5 штук.
Чудом оказался у Александра мопед «Дукатти Ламбретта», выпускавшийся всего один год.
С мототехникой соседствуют велосипеды – взрослые, возраст которых перевалил за сотню лет, и детские в виде мишек, коньков-горбунков, бабочек. Есть даже дореволюционный английский «паук» 1841 года с разновеликими колесами.
Редкий велосипед «Спутник» 1968 года из юбилейной партии к 50-летию Октября и юбилейный «Восход» к столетию Ленина нашлись по объявлению. Как и его собрат, уникальный мотоцикл «Восход СМБ-3» – он создавался специально для игры в мотобол.
Свежие приобретения – мотоцикл «Москва» 1946 года выпуска, их осталось не более 5 штук. Помните, такой стоял в комнате у друга главного героя фильма «Дело Румянцева»? И трехколесный велосипед-легенда «Десна» для взрослых – один из десятка сохранившихся.
Все это – лишь часть огромной коллекции колесной техники. А сколько еще игрушек, механизмов и техники советского быта! Александру есть чем удивить.
Нередко продавцы старой техники сами звонят коллекционеру. И многим из них все равно, что ждет «железо» дальше – свалка или металлолом. Но есть люди, которым важно, чтобы их вещь продолжила жить и приносить пользу, пусть уже и в чужих руках. Музей дает таким экспонатам вторую жизнь.
— Однажды я поехал в Торжок за мотоциклом, попал в пробку. Добрался только поздним вечером. Ко мне вышел владелец – старенький дедушка – и сказал: «Пока вы ехали, мне столько желающих позвонили, но я всем отказал, потому что вам для музея важнее!». Это было очень приятно слышать, — говорит Александр.
Многие экземпляры мотовелотехники на ходу – сел и поехал. Потрепанные же временем раритеты возвращает к жизни товарищ и компаньон Путненко, реставратор Александр Виноградов – золотые руки. Прямо в музее оборудована мастерская «Папин гараж» – образовательное направление проекта, придуманное для того, чтобы воспитать из мальчишек мужчин. Здесь пахнет бензином, маслом и железом. Любой желающий сможет не только понаблюдать за работой специалиста, но и сам повозиться с деталями, разобрать-собрать мотоцикл или мопед. Для подростков это возможность бесплатно получить полезные навыки и определиться с будущей профессией, для взрослых – шанс попробовать новое. Летом здесь занимались ребята из «Кванториума».
Прямо на территории «Мотославля» Александр планирует оборудовать и интерактивную площадку, где школьники смогут отрабатывать правила поведения на дороге.
— Хочется видеть детей с горящими глазами, — говорит коллекционер. – «Мотославль» должен стать для юных дарований площадкой-драйвером, площадкой, которой бы гордился весь город.
Коллекционер приглашает к сотрудничеству единомышленников, чтобы создать музейный кластер. Отклик уже есть. Один из рыбинцев готов предоставить для музея колесный снегоход «Арфа» на пневматиках низкого давления, собранный по чертежам изобретателя из Тулы Лаухина. На нем в 1988 году группа испытателей из Рыбинска добралась до мыса Челюскин.
…Для всего нужно время. Но Александр терпелив. Он бы давно мог забрать коллекцию и уехать в Москву – предложения были. Но родиной для «Мотославля» он видит Рыбинск, город своего детства.
Экскурсовод Павел Толин:
— Техникой я увлечен уже более 10 лет, имею свою коллекцию – мотоциклы и более 40 велосипедов. На экскурсии я буду рассказывать историю отечественной вело- и мотопромышленности, которая неразрывно связана с нашей историей и культурой в целом.
Индустриальная культура – это тоже искусство, которое развивает в людях не только знания в истории данной отрасли, но и чувство прекрасного. Техника СССР имеет определенный шарм и свой стиль, и я хочу, чтобы люди видели это.
К сожалению, сейчас отечественное мотостроение переживает не самые лучшие времена, но надо помнить, как все начиналось и как было раньше. Все это можно увидеть в замечательной коллекции музея «Мотославль»
Восхищён что у нас в стране есть такие энтузиасты. Видео что Александр увлечён своим делом. Такой коллекцией Рыбинск может однозначно гордиться.
Обязательно посещу Мотославль когда буду в этом чудесном городе.