Студенты рыбинского университета работают над созданием новых материалов, не боящихся коррозии, искусственного интеллекта и машинного зрения, и даже малоразмерного газотурбинного двигателя. А главное – все эти разработки создаются не для отметки в зачетке, а для реальных производств.
«Чтобы чему-то научиться, нужно этим заниматься» и «Чтобы стать профессионалом, лекций в аудитории не-достаточно» – два постулата, в которых уверен ректор РГАТУ имени Соловьева Валерий Кошкин. Будучи сторонником кооперированной модели образования, он считает, что техническому вузу, как воздух, необходим сбалансированный набор учебных программ. Причем сбалансированный с точки зрения ориентации на индустрию Рыбинска и региона.
Вот почему университет стремится наладить контакты и включиться в совместные проекты с промышленными предприятиями, а также другими вузами России, в частности – с питерским Политехом, одним из лидеров в рейтинге технических университетов России. Такие проекты предполагают разработки для действующих производств, а не абстрактные упражнения, оторванные от жизни.
– Суть кооперированной модели – в наиболее быстром применении знаний в реальных условиях, – говорит Валерий Кошкин. – Это позволяет и закрепить их, и проверить, получается ли на практике добиваться результата.
Рыбинским студентам в этом плане очень повезло. В городе много высокотехнологичных предприятий, которые работают в области энергомашиностроения, приборостроения и судостроения. Все эти компании заинтересованы в толковых молодых кадрах, способных не только работать по отработанным технологиям, но и создавать новые. Часть предприятий уже стали партнерами университета и реализуют совместные проекты. С другими ведутся переговоры о сотрудничестве.
– Мы являемся опорным университетом «ОДК-Сатурн», это наш главный партнер. Есть совместные разработки с Рыбинским заводом приборостроения, судостроительным заводом «Вымпел». Сейчас выстраиваем контакты с Объединенной судостроительной корпорацией, – рассказывает ректор. – Взаимодействие с вузом выгодно предприятиям. Во-первых, предприятия нуждаются в квалифицированных кадрах. Во-вторых, для того чтобы конкурировать, им нужны новые продукты, которые обладают этими конкурентными преимуществами. Для этого необходимо выполнять исследования и разработки. И как раз университет – та структура, для которой это является одной из важнейших миссий. Студенту же участие в реальных научных проектах дает возможность не только получить образование на острие последних достижений науки и техники, но еще и бесценный опыт выполнения таких проектов, сформировать свое портфолио и получить предложения от работодателей.
В этом году РГАТУ имени Соловьева включился в программу «Крылья Ростеха», в которую было отобрано восемь вузов со всей страны. В Рыбинске для участия в проекте набрали 23 студента-первокурсника. Подготовка рассчитана на полный пятилетний курс обучения. По задумке организаторов, по ее итогам вуз выпустит инженерный спецназ – разработчиков мирового класса.
– Принято считать, что образовательную программу в техническом вузе должны разрабатывать совместно университет и индустриальный партнер. В «Крыльях Ростеха» этот подход реализован в полной мере, – отмечает Валерий Кошкин. – Мы ввели курс проектной деятельности – один день в неделю на протяжении всех пяти лет обучения студент будет занят на производстве.
Путь до разработчика молодежь пройдет, как говорится, от станка.
– Первый год этот курс реализуется на предприятии: ребята научатся работать на современном оборудовании и получат рабочие профессии токаря или фрезеровщика, – продолжает ректор. – Это принципиально, поскольку прежде чем проектировать, важно понимать, что происходит на производстве.
Следующие годы проектная работа развернется на двух площадках: на базе университета и на базе «ОДК-Сатурн».
По модели кооперированного образования РГАТУ создает молодежные конструкторские технологические бюро. Здесь над реальными проектами работают командой студенты, аспиранты, университетские ученые, специалисты рыбинских предприятий и партнеры из других городов. «Команда» – ключевое понятие в такой работе.
– Сетевое взаимодействие взаимовыгодно, интересно и нам, и заводам. Мы понимаем, что в любом деле нужна преемственность, – рассуждает Валерий Кошкин. – Специалисты старшего поколения уходят на заслуженный отдых, должен осуществляться приток молодых ребят. А просто чтением лекций в аудитории специалиста не подготовишь. Мы ориентируемся на принцип: хочешь быть разработчиком – занимайся разработками в команде с профессионалами, только так ты сам можешь стать хорошим специалистом.
Студенты и аспиранты, которые участвуют в этих проектах, помимо опыта и новых знаний, получают оплачиваемую работу. Они, как правило, трудоустроены в университетском инжиниринговом центре, таким образом, совмещают учебу и работу, получая при этом зарплату.
В этом году на базе РГАТУ реализуется 12 проектов – конкретных разработок по заказу предприятий. В эту работу включено порядка 40 студентов. Выстраивая логику развития университета, его руководство определяет два крупных вектора. Первый связан с цифровым энергомашиностроением, второй – с информационными технологиями и интеллектуальными системами управления.
– В каждой из этих областей фокусировки есть более узкие направления, которые неразрывно связаны с нашими кафедрами и направлениями подготовки, – говорит Валерий Кошкин. – Например, кафедра материаловедения курирует создание новых материалов и новых технологий, включая аддитивные. Кафедра технической физики – та группа, которая занимается компьютерным и экспериментальным моделированием различных процессов. Развиваем мы и направление промышленного дизайна. Те новые продукты, которые создают наши партнеры и в разработке которых участвуем мы, кроме всего прочего, должны быть эргономичными и эстетически привлекательными. Мы сами должны верить в то, что это классная вещь!
В рамках инжинирингового центра большое внимание уделяется сложным, междисциплинарным проектам. Один из наиболее знаковых – разработка малоразмерного газотурбинного двигателя совместно с ОДК.
– В команде несколько кафедр, много наших студентов и аспирантов, которые работают по разным направлениям: начиная от моделирования процессов, разработок материалов, конструкции, системы управления до проведения испытаний. Такая форма организации образовательного процесса, совмещенного с исследованиями, формирует у студентов более широкий кругозор. Говоря простым языком, они видят работу в комплексе, с учетом смежных направлений, – рассказывает ректор.
Разработка малоразмерного ГТД – это проект на перспективу, рассчитанный до 2025 года. По его итогам университет представит демонстрационный образец, который призван показать, что решения, разработанные командой студентов и заводских специалистов, действительно работают. В РГАТУ планируют, что на этом все не закончится, и следующим этапом станет создание гибридной силовой установки, которая будет применима и в авиации, и на морских судах.
Среди других совместных проектов вуза и предприятий – разработка нового материала, коррозионно-стойкого сплава. Разработки в области искусственного интеллекта и машинного зрения проводятся для «ОДК-Сатурн»: разрабатывается адаптивная система управления установкой лазерной порошковой наплавки для восстановления рабочих кромок деталей сложной криволинейной формы; приступили к испытаниям опытного стенда ЛЮМ-контроля лопаток ГТД. Для Рыбинского завода приборостроения определены три основные направления работ: модернизация существующих радиоэлектронных систем на новой отечественной компонентной базе, разработка отечественных блоков вторичного питания и создание средств контроля качества монтажа печатных плат на базе машинного зрения. Для «Вымпела» ученые университета выполняют работы по созданию специализированной технологической оснастки.
Если требуются дополнительные компетенции, у студентов есть возможность работать с ведущими специалистами предприятий из других городов. Например, один из партнеров программы «Крылья Ростеха» — группа компаний «ПЛМ Урал». Это ведущая компания России, занимающаяся инженерным анализом, лидер рынка внедрения CAD/CAM/CAE/PLM систем в отечественной промышленности.
– В процессе сетевого взаимодействия мы приобретаем те компетенции, которые нужны для решения реальных производственных задач. И чем больше мы накапливаем опыта, чем больше проектов реализуется, тем профессиональнее работает наша команда, – говорит Кошкин.
Он убежден: развитие науки, технологий и как следствие – промышленности – это залог развития и процветания государства. В качестве примера ректор приводит Китай, который жадно охотился за знаниями, отправлял своих граждан учиться в лучшие университеты мира, накапливал технологии, развивал производство – и в кратчайшие сроки вырвался в лидеры мировой экономики и промышленности.
– Меня радует, что и в России растет спрос на специалистов, которые могут создавать новые технологии, разрабатывать новую продукцию – как в области машиностроения, так и в других сферах, – признается Валерий Кошкин. – В ближайшее время, я уверен, этот запрос вырастет еще больше, поскольку между странами идет ожесточенная борьба за технологическое лидерство, база которого – машиностроение. Поэтому разработчики (инженеры, конструкторы, технологи) совершенно точно будут востребованы.