Есть ли космос под водой? Есть, и рыбинцам впервые представилась возможность его увидеть.
В галерее «Криста» открылась выставка постоянного фотографа National Geographic Виктора Лягушкина.
«20 лет под водой» — глубокий во всех смыслах рассказ не только об эстетике и гармонии подводного мира. Это история о риске, смелости и выносливости. Подводные съемки – самый экстремальный жанр фотографии. Как съемка на Луне. И в успехе Лягушкина пока никто не догнал.
Москвич Виктор Лягушкин – художник-декоратор по образованию – заболел подводными пещерами во время поездки в Мексику в начале двухтысячных. С тех пор живет на два мира. И, кажется, в воде он проводит больше времени, чем на земле.
Он пишет книги, более тысячи его снимков и репортажей публиковались в самых известных журналах мира, а уникальные фотопроекты, о которых снимают документальные фильмы, поражают воображение.
В этом убедились гости выставки, открывшейся в Рыбинске. Замирая у снимков, они в один голос восклицали: «Это космос, только под водой! Это магия!».
На открытии побывал и глава Денис Добряков. Ему как профессиональному дайверу и участнику экспедиции «Затопленные святыни Мологского края» тема исследования глубин близка.
— С удовольствием приветствую Виктора в Рыбинске! Мы встретились с ним в Ординской затопленной пещере в Пермском крае около 10 лет назад. Я видел его в процессе творчества. Сутки размышлений, а затем выполнение работы в течение нескольких часов под водой. Температура 4-5 градусов, абсолютно закрытое пространство, где и так-то страшно, а он ещё выставляет свет. С огромным уважением наблюдаю за Виктором. У нас есть общий друг, организовавший экспедицию «Затопленные святыни Мологского края». Интереснейшие подводные работы легли в основу одноименного музея в Рыбинске, который я всем советую посетить.
На снимках Виктора Лягушкина — удивительные моллюски, морские ангелы и козочки, мягкие кораллы и сады актиний, звезды и морские огурцы. Белухи, тюлени и… люди, позирующие в ледяной воде. И, если у репортажного фотографа от идеи до воплощения уходят секунды, Виктор тратит на ценный кадр месяцы и годы. Фотоштативов под водой нет, вместо них – дайверы со вспышками. 90 процентов времени занимает подготовка к погружению. Поэтому его снимки такие говорящие. У каждого – своя история создания.
Недалеко от Перми, на берегу реки Орда, есть гора Казаковская. Стоит спуститься под пятидесятиметровую толщу камня, как попадаешь в белоснежный лабиринт из гипса, похожий на дворец с величественными залами. Это самая длинная обводненная пещера в мире – Ординская. Пять километров ходов без возможности всплыть, вода 4-5 градусов. В таких условиях Лягушкин и его команда провели сотни часов, чтобы создать уникальный арт-проект «Ординская пещера. Познание», который принес фотографу мировую известность.
Остановившись у снимка «Хозяйка Орды», Виктор рассказывает, как это было:
— В августе 2010 года мы с супругой вылезли из пещеры и, пребывая в полном восторге, я вдруг понял, как мне жалко всех людей, которые не могут увидеть это чудо природы. Так родился проект. По легенде в пещере живет добрый дух Хозяйки Орды, помогающий дайверам. В декабре 2012-го мы его визуализировали. Роль духа сыграла двукратная чемпионка мира и рекордсменка по фридайвингу Наталья Авсеенко.
Годом ранее спортсменка участвовала в другом не менее известном проекте — «Принцесса китов», где плавала под толщей льда Белого моря с белухами при температуре воды минус 2 градуса. Тогда в ледяной воде без термозащиты и снаряжения она пробыла почти 11 минут.
За идиллическим кадром, на котором Наталья парит в толще воды – труд большой команды, рискующей жизнями в экстремальных условиях. В ледяной воде работа должна выполняться быстро, права на ошибку нет. Поэтому все движения участников отточены до автоматизма.
Чтобы обеспечить неподвижность модели, ее за ногу привязали к камню. За спиной спортсменки — супруга Виктора, Богдана, она светит контровым светом, что придает снимку еще большей загадочности. За другим камнем находится страхующий — каждые три минуты он выплывал и давал Наталье подышать из баллона. Сверху за обстановкой следят два супервизора, сзади фотографа два оператора снимают репортаж для канала Russia Today. На выходе из пещеры дежурят люди на подводных мотоциклах, чтобы в случае опасности оперативно доставить участников съемки бригаде МЧС наверху. Эта постановочная фотосессия на задержке дыхания в пещере стала первой в мире.
География работ фотографа «там, где меньше снимают». Чаще это Арктика. Цель Виктора не только запечатлеть удивительных существ Белого моря, пока они существуют, но и обратить внимание общества на проблемы таяния ледников.
Виктор мечтает снять глубочайшую пещеру в мире – Круберу-Воронью в Абхазии. Ее глубина – более двух тысяч метров.