Главное Темы 16 ноября 2021 10:41

«Чувствовали себя кладоискателями»

Выпускницы МАРХИ рассказали о работе над проектом реставрации и приспособления Бурлацкой больницы в Рыбинске. Он представлен на выставке в Музее фортепиано.

12 ноября в Музее фортепиано открылась выставка студенческих проектов «Ярославская земля. Вспоминая будущее». Молодые архитекторы представили свой взгляд на сохранение и развитие исторических городов и поселений Ярославской области. Среди двух десятков проектов один посвящен Рыбинску.

Выпускницы кафедры реставрации Московского архитектурного института Екатерина Дахина и Анастасия Кукарина проводят импровизированную экскурсию по двум стендам с  чертежами и эскизами зданий, входящих в комплекс Больницы бурлаков. Мы видим, как могли бы выглядеть памятники после восстановления: богато украшенные резьбой, как сказочные теремки, деревянные дома и часовня; удивительно соразмерный краснокирпичный хирургический комплекс. Проект реставрации и приспособления больницы для судорабочих в Рыбинске стал для девушек не просто темой диплома, а делом, которое увлекает, вдохновляет, за которое болит душа.

— Мы долго искали тему для дипломной работы, — рассказывает Екатерина Дахина. — Сначала мы увидели в интернете фотографии больницы: удивительная деревянная архитектура, невероятной красоты резьба. Потом стали встречаться многочисленные посты в соцсетях с призывами активистов сохранить памятник. Мы были потрясены неравнодушием жителей — тем, как они практически каждую неделю выходят на субботники,  проводят рядом с больницей фортепианные концерты под открытым небом.

Чтобы изучить памятник, сделать проект его реставрации, продумать, как его можно использовать в современной жизни, летом 2020 года москвички отправились в Рыбинск. Им предстояло сделать обмеры зданий. В течение двух месяцев девушки исследовали их снизу доверху: спускались в подвалы, поднимались на крыши, занимались фиксацией богатой пропильной резьбы на фасадах — прикладывали лист бумаги и перерисовывали контур орнамента.

— В архивах мы нашли только фотографии и никаких больницы — и никаких чертежей зданий, никаких обмеров. Возможно, до нас их никто не делал, — отмечает Анастасия Кукарина.

Девушки отмечают: Рыбинск встретил их очень радушно.

— Мы очень благодарны рыбинцам и лично Алексею Ставицкому, которые помогали нам всеми возможными способами, даже предоставили нам жилье, потому что на свои стипендии мы бы продержались здесь дня два, — улыбается Анастасия. — Активисты, которые мечтают восстановить Бурлацкую больницу, приносили нам материалы: фотографии, архивные документы.

За обмерами девушки провели в Рыбинске два месяца.

— Интересно было изучать памятник. Ощущение такое, будто ты кладоискатель! Ползаешь на коленях где-нибудь в подполье в темноте и сырости и вдруг находишь след какого-нибудь карниза — мое сокровище! — делится Екатерина. — Жилой дом комплекса находится в самом плохом состоянии, там есть провалы пола и потолка. Чтобы ничего не обрушилось, мы ходили очень аккуратно, как кошечки. В интерьерах обнаружили интересные росписи по штукатурке, красивые штампы на деревянных панелях. Больше других была переделана часовня: трещины в штукатурке подсказали нам расположение старых  оконных проемов. И таких открытий было много.

Но были в работе молодых архитекторов и печальные моменты. Девушки приходили на объект и обнаруживали: вчера печь стояла еще целая, а сегодня уже кто-то снял с нее декоративные элементы. Были и попытки поджога пустующих деревянных корпусов, к счастью, неудачные.

— Ты понимаешь, что этот памятник — все то, над чем ты работаешь, в один момент может обратиться в пепел в прямом смысле слова. Это подстегивало работать лучше, усерднее, чтобы больше успеть, — признается Екатерина Дахина.

Архитекторы сделали вывод: памятник к реставрации пригоден и еще может послужить людям. Когда студентки продумывали его приспособление, то учитывали мнение активистов, неравнодушных к будущему бурлацкой больницы.

— Рыбинцы говорили, что мечтают сделать здесь ремесленный городок, — говорит Анастасия. — В хирургическом отделении с большими залами, высокими потолками и светлыми окнами по нашему проекту разместится художественная школа. В административном корпусе — выставочное пространство, концертный зал. Фортепианные концерты рядом с ним проводятся уже сейчас. В жилом комплексе можно сделать коворкинг или антикафе. Часовня сохранит свое прямое назначение.

Спустя год кропотливой работы диплом был благополучно защищен, а вуз окончен. Однако девушки не спешат расставаться с Рыбинском и бурлацкой больницей.

— Хочется доделать 3D-модели зданий комплекса, выпустить буклет о Бурлацкой больнице, поместить туда чертежи, рассказать людям об истории памятника и о том, что там происходит сейчас, — говорят уже дипломированные архитекторы. — Новых идей много, и они возникают постоянно.

Воплотятся ли мечты о реставрации Бурлацкой больницы в жизнь, пока говорить рано. Для этого потребуются сотни миллионов рублей. Но начало положено.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме