Валентин Васильевич ветеран двух войн. Он награжден медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За боевые заслуги». До 80 лет руководил рыбинским межрайонным обществом охотников и рыболовов, до 90 – охотился сам, а в 93 – написал книгу о своей жизни «Воспоминания и размышления».
Валентин Васильевич родился в 1926 году в деревне Середнево Пошехонского района в многодетной семье.
Родители держали большое хозяйство – лошадей, коров, овец, гусей, кур, но после вступления в колхоз у Быстровых осталась одна корова-кормилица. Часть выращенных на приусадебном участке овощей отдавали государству, поэтому ребятишкам всегда хотелось есть. Чтобы утолить голод, они жевали корни рогозы, щавель, полевой хвощ, заячью капусту и дикие ягоды.
Школа находилась в трех километрах от деревни. Валентин вместе с другими первоклашками в мороз и вьюгу шел через сугробы, чтобы получить не только знания, но и порцию горячих щей, картошки или каши.
Когда мальчик подрос, вместе с двоюродным братом стал заготавливать ивовое корье и ловить кротов. «Улов» сдавали в заготконтору за копейки и покупали на них пряники и конфеты.
В свободное от сельхозработ время его отец любил поохотиться, к тому же при остром дефиците ширпотреба охотникам за пушнину давали муку, сахар, ситец и боеприпасы из расчета 3 заряда за хвост. В лес тянуло и маленького Валю. С 8 лет он ловко лазал по елкам, доставая подраненных белок, а в 11 добыл своего первого зайца.
После школы юноша планировал выучиться на машиниста в Ярославском железнодорожном училище. Но деревенские порыва не одобрили: выдали лошадь, шарабан, 50-литровые бидоны, поручив ежедневно собирать по деревням и скотным дворам колхоза молоко и возить его на сырзавод за 8 километров. Привезенное молоко нужно было вручную прокрутить на сепараторе – электричества еще не было, только керосинки. Так что домой парнишка возвращался к утру. Осенью предстояла тяжелая работа на лесозаготовках, весной – пахота, косьба, уборка сена.
Надеяться было не на кого. В начале войны отца и старшего брата забрали на фронт. Первым погиб брат – курсант Ярославского пехотного училища. Отец-минометчик перенес два ранения, но в 44-м пришла похоронка: убит под Витебском.
Валентина мобилизовали на войну в неполные 17. В феврале 45-го новобранцев привезли в телячьих вагонах в расположение 53-й армии 2-го Украинского фронта, около Братиславы.
Спустя несколько дней им предстояло форсировать реку Грон на подручных средствах. Бойцы разобрали два деревянных сарая, срубили несколько телеграфных столбов, сняли деревянные ворота и при помощи телеграфной проволоки соорудили что-то вроде плотов. Когда на рассвете солдаты без артподготовки спустили плоты на воду, засвистели пули, рвались снаряды и мины. Превозмогая страх и ужас, вчерашние мальчишки, в одночасье ставшие мужчинами, судорожно гребли досками и лопатами. Многие так и остались в кровавой реке. На берегу в строю оказалась лишь половина бойцов.
После боя Быстрова зачислили в 9-ю парашютно-десантную роту. В конце войны он чудом не погиб – в Чехословакии минометный снаряд разорвался на бруствере окопа рядом с головой. Из ушей, носа и рта хлынула кровь, но Валентин остался жив – спасла каска.
Война с немцами закончилась для него 12 мая 45-го в чешской деревушке в нескольких километрах от Праги. Но ждала другая – Японская.
Через месяц пути на поезде солдаты остановились в монгольском городке Тюмен Боян. В степи укрыться негде – спали на голой земле. Полевую кухню топили сухими коровьими лепешками. Бойцов готовили к длинному походу – стояла задача в тылу японских войск совершить 600-километровый марш и захватить город Тунляо в Северо-восточном Китае.
За сутки на сорокаградусной жаре с полной выкладкой в 32 килограмма они проходили по 50-60 километров, стирая ноги в кровь. На 5-й день похода на берегу соленого озера японцы встретили наши войска ружейно-пулеметным огнем, но были уничтожены ответным.
Запасы воды и еды заканчивались, лишь изредка встречались колодцы, которые японцы не успели отравить. Последнему подразделению досталась только жидкая грязь, ее процеживали через подол рубахи и пили. Лошади и люди падали без сил.
В Китае шла ожесточенная гражданская война. Советские солдаты кормились продуктами из японских запасов: ели кашу из гаоляна и чумизы, соленую морскую рыбу, получали полуголодный хлебный паек и три вегетарианских дня в неделю.
Официально вооруженный конфликт закончился в сентябре 45-го, но мирная жизнь в Маньчжурии и Северном Китае установилась только к 50-му году.
Чтобы добиться демобилизации, Быстрову пришлось зачислиться на курсы лейтенантов при Московском центральном военно-техническом училище.
Выполнив программу, Валентин получил назначение в штаб 1-й гвардейской танковой армии в Дрезден.
Целый год дома его ждала молодая жена Зоя, ставшая настоящей боевой подругой и отличной хозяйкой. Супруги воспитали двоих детей, сына и дочь.
Валентин Быстров служил в Лейпциге на должности начальника узла фельдъегерской и постовой связи, на Сахалине, в Мурманске – в одной из самых секретных частей, на Чукотке.
В Рыбинск вернулся в 72-м, устроился в штаб ГО, а потом получил предложение возглавить общество охотников и рыболовов. При нем количество участников общества выросло с 3 до 10 тысяч человек. С тех пор Быстров переизбирался, пока ему не исполнилось 80.
Николай Дворцов – его преемник, говорит, что Валентин Быстров вывел рыбинское общество на новый уровень, многому научил.
— Человек военный, обязательный, точный, требовательный. На каждой выборной конференции все были за него. Мы очень уважаем, ценим Валентина Васильевича и желаем ему крепкого здоровья!
Внучка ветерана Мария с теплотой вспоминает все, чему ее научил дед:
— Благодаря ему я полюбила охоту и рыбалку, поймала свою первую щуку девчонкой, видела медведей и кабанов. Он везде брал меня с собой. Даже нарисовал для меня карту местности, куда нужно ехать за брусникой, малиной или морошкой. У меня самый лучший дед! В его честь я назвала своего сына. Теперь в семье подрастает еще один Валентин.
В свои 95 Валентин Васильевич поражает своей бодростью и жизнелюбием. Лето он проводит в родной деревне, помогает по хозяйству родным. Дома, в Рыбинске, пишет мемуары. За долгую насыщенную жизнь ему пришлось многое пройти и многого достичь.
Семья поздравляет любимого папу, дедушку и прадедушку с 95-летием: «Спасибо, что ты у нас есть!»