Темы 3 декабря 2021

Поток перемен

Рассказываем о человеке, который изменил процесс производства снегоходов

Не дай вам бог пожить в эпоху перемен, сказал Конфуций.

— Обожаю жить в эпоху перемен, и в масштабах производства РМ мы сами создаем эти эпохи, — говорит начальник производства «Русской механики» Алексей Солодов.

Солодова можно назвать настоящим промышленным революционером. С его приходом предприятие перешло со стапельной сборки снегоходов на конвейерную, научилось производить «Буран» и «Тайгу» за один такт, внедряет инструменты бережливого производства, а у рабочих производственного персонала появился вкус к постоянным улучшениям через проектную деятельность.

В 97-м выпускник РГАТА Алексей Солодов устроился в конструкторское бюро «НПО «Сатурн», в отдел по разработке электроагрегатов на базе двигателей внутреннего сгорания.

— Для расширения рынка сбыта дизельных двигателей мы создавали генератор АД-30, который использовался в качестве аварийного источника энергии. Так произошло мое знакомство с дизельным заводом, в составе которого было снегоходное производство, — рассказывает руководитель.

Позже Алексею поручили освоение производства электроагрегата на площадке завода ПГУ, расположенной на мехзаводе.

— В детстве я думал, что мехзавод так называется, потому что там шьют шубы и пальто, — смеется Алексей. – Оказалось все серьезнее. Здесь производили военную технику на базе «КамАЗов» и аварийно-спасательные машины.

В это время здесь же, на промплощадке бывшего ВМЗ, началось освоение производства нового снегохода «Тайга». Осенью 2004-го Солодов перешел в снегоходное производство заместителем начальника производства корпуса. Судьба или нет, но в институте темой его диплома было проектирование производства для обработки корпуса коробки реверса «Бурана». Причем студент выбрал ее сам, потому что предложенная преподавателем деталь показалась ему слишком простой. Диплом Алексей защитил на «отлично», но никогда не думал, что ему это пригодится. А зря.

2005-й стал для снегоходного производства в Рыбинске знаменательным. Выйдя из состава двигателестроительного предприятия, самостоятельной стала компания «Русская механика». Через год Солодов возглавил производство всего предприятия.

— На тот момент завод изготавливал до 600 «Буранов» и меньше сотни «Тайги» в месяц, а также запчасти к ним. Про квадроциклы еще никто не думал. Машины по действующему тогда технологическому процессу собирали на стапелях, которые располагались рядами в центре сборочного участка. С помощью двух кранов, мешая друг другу, сборщики вставляли двигатели, загружали рамы, готовая техника вручную откатывалась на испытания. Толпа народа, вечная нехватка комплектующих, за которыми «бурановцы» и «таежники» буквально бросались в драку. Все это напоминало броуновское движение, но тогда казалось верхом организации.

В то время Алексей Солодов так описывал процесс работы производства:

«На Механике, на Русской,

Каждый месяц чуть дыша,

Мы пыхтели от загрузки,

Горы муда вороша».

(«Муда» в японской системе бережливого производства – бесполезная работа, не добавляющая ценности продукту)

В 2007 году спрос на снегоходы «Тайга» невероятно вырос. Чтобы соответствовать запросам рынка, надо было принимать кардинальное решение. Началось освоение конвейера. В течение года удалось обучить специалистов, подобрать необходимый инструмент. Все получилось, и объемы производства «Тайги» увеличились в 2,5 раза.

Так бы и жить, но в 2008-м грянул кризис. Склады предприятия заполнены, заказов нет, спроса тоже, зарплату платить нечем. Но если для одних кризис – крах, для других – возможность. Руководство «Русской механики» направило усилия на поиск внутренних потерь. Начальники и подчиненные сели за парты.

— Если раньше мы лишь что-то слышали об инструментах бережливого производства, то теперь стали их внедрять. Изменили логистику и масштабы закупки материалов, объединили склад с заготовительным участком, выставили оборудование по потоку производства деталей. Перемещений стало меньше, а времени на создание продукта больше. Запустили линию по производству скутеров, чтобы не простаивать летом, — вспоминает Солодов.

Основное препятствие внедрению методов бережливого производства — устоявшийся менталитет сотрудников. Люди, долго отработавшие на производстве, с трудом понимали, что хотят от них начальники.

— Мы встретили огромное сопротивление. В нерабочее время мы рисовали на большом ватмане конвейер и буквально на пальцах объясняли, как это работает. Технологи негодовали на новые визуализированные техпроцессы. Но картинки оказались нагляднее, чем скучные лекции. Теперь без конвейерной сборки производство техники уже не представляют, да и нынешних объемов без конвейера не собрать, — говорит Алексей.

Настоящий мозговой штурм случился, когда в 2012-м рынок потребовал еще больших объемов производства. Отдел продаж поставил задачу обеспечить дилера ассортиментом и изготавливать поровну «Бураны» и новые модификации снегохода «Тайга».

Нужно было так организовать сборку, чтобы за один такт конвейера выпускать две модели – «Буран» и «Тайгу», не организуя при этом вторую смену и не тратя дополнительное время. Недели уходили на отработку одной простенькой операции. Они справились.

В 2019 году «Русская механика» стала участником федеральной программы «Повышение производительности труда». Первый проект — производство снегоходов семейства «Vector» – возглавил Алексей Солодов. За полгода цикл производства новой модели снегохода от поступивших в работу деталей до упаковки готового изделия удалось сократить на 32%.

— Еще одна встряска. До этого мы все делали из железа, а в «Vectorе» основной материал – алюминий. Это значит минимум сварки и множество сборочных операций. На сварочных участках появились сборочные столы с пневмоинструментом, и сварщики, которые еще вчера варили раму «Бурана», теперь клепают новые модели «Vector» и «Frontier», — рассказывает Солодов.

Сотрудники, видя эффект от таких перемен, и сами включились в проектную деятельность. Сначала начальники цехов, затем мастера, а теперь и рабочие, объединяясь в группы, пишут и защищают свои собственные разработки. Самое приятное для них, что идеи не остаются на бумаге, а внедряются в производство.

Большую часть времени Алексей Солодов проводит в цехе, стараясь не вмешиваться в сам процесс, оставляя возможность принятия решений руководителям на операционных местах.

Сейчас у Алексея уже есть новые идеи, что изменить в производственном потоке. Во главу угла руководитель ставит повышение производительности труда.

— Не люблю, когда все устоялось. В тихом омуте скрыты подводные рифы потерь производительности и качества, — говорит начальник производства. — Как сказал Генри Форд, каждый промышленник должен стремиться получать как можно большую прибыль, платя при этом работникам как можно большую зарплату. Это не просто лозунг – это достигается через кратный рост показателей производительности труда, который не возможен без перемен.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Наталья 03:34 | 8 декабря 2021

С удовольствием и удовлетворением читаю новости о Рыбинске, где родилась и выросла, покинув в далёком 80-м… Молодцы! Искренне и сердечно желаю городу а, главное, всем рыбинцам, кто живёт и трудится на благо себе и окружающим, успехов, творческих идей и возможности их исполнения. Терпения, сил, умения и здоровья вам, земляки!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме