Темы 24 декабря 2021

Дети Шакуровой

«С ними мне все время 10 лет, хотя на самом деле уже седьмой десяток. Я и шла сюда за свежим взглядом»

Сюда – это в Школу юных журналистов. Марина Шакурова создала ее в конце 90-х, чтобы учить детей рисовать мультики, грамотно задавать вопросы собеседнику, снимать документальное кино, монтировать видеоролики, печатать журналы. И пусть не все они станут журналистами, они научатся главному: чувствовать, сочувствовать, сопереживать.

«Это сильнее меня»

У Шакуровой вышло 10 книг. Самую первую она сделала в первом классе. Согнула пополам листочки, проткнула шилом и связала нитками. А потом влюбилась в документальное кино, черно-белое, старое, советское. Из всех программ ей больше всего нравились фильмы о людях. Так начался ее путь в журналистику.

Она работала в газете, на радио, снимала сюжеты для телекомпании «Ярославия», вместе с московскими режиссерами делала документальные фильмы для центрального телевидения.

Суровые 90-е, чернуха, бандитские разборки, грабежи и убийства – в этом темном царстве Шакурова находила лучи солнца – интересных людей, которых в Ярославской области оказалось много.

— Я придумала себе купол, укрылась и жила в нем, собирая коллекцию этих людей. По несколько часов проводила в дороге, в автобусах, записывала интервью, приезжала домой в Рыбинск, до ночи монтировала. Не всем это нравилось, но это было сильнее меня, — говорит она сегодня.

В этом вся Шакурова – отдать себя всю без остатка. Любимому делу и уже 20 лет – любимым детям.

…Вот-вот начнется занятие. В кабинет заходит мальчик на костылях. Это Матвей, ему десять. Следом шумной гурьбой подтягиваются Максим, Ерофей, Вероника, Даша, Вера.

Уже много лет у Шакуровой под крылом, кроме здоровых ребят, особята. Дети, которые из-за диагноза в школе и обществе нередко становятся изгоями, а у нее – любимчиками.

Это сейчас для ребят с ограниченными возможностями появились варианты проведения досуга, а в начале двухтысячных до них никому не было дела, они сидели по домам. Школа юных журналистов стала для многих окном в мир.

— Тогда после кинофестиваля в Ярославле «Ты не один», пообщавшись с людьми с непростой судьбой, мне показалось, что я должна это сделать. Для нас, журналистов, главный двигатель – это фестивали, конкурсы, профессиональное общение, где ты понимаешь, что ты не один, что таких сумасшедших много. Сходила в «Наставник» и попросила специально таких ребят. Для меня нет никакой разницы, здоровый ребенок или с диагнозом, я их не делю, — говорит Марина Ивановна. – Помню комичный случай. Занималась у меня Настя с ДЦП. Девчонка живая, высокоинтеллектуальная. Ее каждое занятие приносили на руках, усаживали на стул. Как-то мы с ребятами обсудили, что будем снимать, и я говорю: ну ладно, пошли. Все соскакивают с мест. Настя тоже – и падает на пол. Со смехом бросились ее оттуда выцарапывать. Нам хорошо, что мы человеку помогли, ей хорошо, потому что она стала не одна, она нам стала нужна. Потом ее успешно прооперировали, и она стала писать для нас тексты о жизни.

Студийная закваска

Матвея Шакурова приметила как раз на одном из фестивалей. А в школу пригласила, когда юные журналисты снимали репортаж о дне здоровья для детей с особенностями развития.

— Я и сама здесь многому учусь, подглядываю, — говорит мама мальчика Анна. — Матвей не умел рисовать, теперь у него получается. И видео монтировать научился.

— Матвей, расскажи, а что мы на прошлом занятии делали? Забыл? – обращается к нему Марина Ивановна.

— Нет, не забыл – формулирую, — серьезно отвечает он, задумавшись. – Мы учились задавать вопросы педагогам.

— Не простым, а педагогам дополнительного образования, участникам конкурса «Сердце отдаю детям», — помогает Шакурова. – Два часа мучила! Все вспотели! Детям надо семь раз повторить, чтобы запомнили, ведь они слышат через слово. А я не могу семь, я же такой огонь, мне надо, чтоб раз и все. Беру себя в руки крепко. Если у нас что-то не идет, придумываю, что я должна сказать каждому, среди ночи просыпаюсь, даже на троллейбусных билетах записываю. Думаю о них семь дней в неделю.

— А еще я знаю, как правильно снимать, чтобы картинка четкая была. Нужно задержать дыхание, так будет меньше вибрации! – заявляет Матвей.

Ученик старательно рисует яблоко – скоро будет мультик по одноименной сказке Сутеева. Если своего сюжета у юных журналистов нет, идеи ищут в сказках. Каждый выбирает себе персонажа по характеру.

— Вероника, мне нужен крупный план головы вороны! Чтобы она была соразмерна яблоку!

— Вера, принимайся за зайчика.

— Ерофей, достань яблоки, которые на листочках, и дай Веронике. И покажи свой позор, такое наколбасил, я плакать хотела! Ну, это разве яблоки? Отсядь подальше от Даши, опять будешь бедокурить. Делай бегущего ежа, ты же видел ежей? Посмотри в книге и рисуй.

Ерофей занимается у Шакуровой четыре года. Год пропустил, безапелляционно заявив Марине Ивановне: пойду в собачий клуб, надо собаку воспитывать. Руководитель ругать не стала. Разве плохо, когда растет такой ответственный пацан? Недавно школьник нарисовал комикс по рассказу онкобольного человека и поехал с ним к маленьким пациентам ярославской онкологической больницы…

Марина Ивановна уважает свободу каждого ребенка: прогулял, не сделал домашку – да и ладно. Все равно молодец. Главное же — доверие.

— Максим, покажи Наде свою раскадровку, — просит наставник.

Макс создает анимацию под названием «Я все вижу». Она об учениках, которые пытаются списать контрольную. Но это только одна сторона сюжета.

— Пытаюсь сделать метафору, но пока и у меня не очень получается. Я все вижу – мысль гораздо шире. Объясняю, что видеть можно не только глазами, а еще чувствовать интуитивно, — поясняет Марина Шакурова.

Занятия журналистикой, по ее словам, развивают в детях все. Серьезную «взрослую» науку они постигают маленькими шажками, глядя на мир широко распахнутыми детскими глазами. Учатся думать, анализировать, фантазировать, сопереживать, говорить о важном, принимать эту жизнь такой, какая она есть – с радостями и горестями, солнцем и дождем, с теми, кто ходит сам или передвигается в инвалидном кресле.

В конце учебного года в свет выйдет книга о Школе журналистов. 350 страниц истории пишут и рисуют дети Шакуровой.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме