45 лет назад, в декабре 1976 года, по Рыбинску прошли первые троллейбусы. С ними связывали надежды на улучшение транспортного обслуживания горожан. Автобусы Рыбинска к тому времени давно не справлялись с перевозкой пассажиров, поток которых увеличивался вместе с ростом предприятий.
Особенно тесно в автобусах было утром и вечером, когда заводчане добирались на работу и домой. Строили в Рыбинске не только заводы, но и целые жилые районы. Остро требовалось пустить общественный транспорт в Веретье. Первая очередь троллейбусной линии связала новые жилые районы Веретья с центром города и железнодорожным вокзалом.
… Пустить троллейбус в Рыбинске намеревались в послевоенные годы. Но состояние дорог в городе было неудовлетворительное. Поэтому городские руководители решили: «Считать, что в условиях Щербакова в течение 5 лет целесообразно применять один вид транспорта – автобус. Он вполне обеспечит потребность в пассажирских перевозках. В будущем, когда дороги города и водоотводные сооружения будут приведены в надлежащий вид, возможно использование в Щербакове троллейбуса в качестве основного вида транспорта».
В конце пятидесятых город начал активно расти. На его окраинах теперь жили около 72 тысяч рыбинцев – из них 15 тысяч работали на предприятиях в центре города. Практически без транспорта оказались жители новостроек в Переборах, Мизино, Веретье, Мариевке, Копаеве. Жили специалисты и в пригороде: около 4 тысяч человек ежедневно добирались на автобусах в центр из сел и деревень Рыбинского района. В то же время три тысячи рабочих, живущих в центре, трудились на окраинных предприятиях: кабельном заводе, судоверфи им. Володарского, на элеваторе.
Словом, с транспортом в Рыбинске сложилось тяжелое, почти критическое положение. Это требовало ускоренного пуска троллейбуса. Помочь обещали городские предприятия: Волжский завод высоковольтных опор намеревался изготовить железобетонные опоры, кабельный завод – обеспечить троллеями и проводами. Готовясь к строительству троллейбусной линии, город активно асфальтировал дороги – там, где проляжет трасса нового транспорта. Начать большую стройку решили в 1960 году, завершить оптимистично планировали в 1962-м. Однако все затянулось на десятилетия.
Как ни странно, не все руководители Рыбинска поддержали троллейбусный вопрос. Даже в начале 70-х годов, когда строительство было в разгаре, некоторые чиновники продолжали считать его нецелесообразным. Они выступали за увеличение автобусного парка. «Автобус – самый мобильный и маневренный общественный транспорт. А троллейбус скоро ликвидируют – и у нас, и за рубежом», — поясняли противники электротранспорта. Они даже предлагали использовать новенькое троллейбусное депо под современный автобусный парк. Их поддерживали в «автобусном министерстве» – Минавтотрансе РСФСР.
За рыбинский троллейбус вступились ученые. Сторонники электротранспорта обратились в научный институт «Гипрокоммундортранс». И 28 января 1971 года институт составил справку. В частности, там говорилось: «Представители Минавтотранса РСФСР, защищая свои интересы в Рыбинске, значительно преувеличивают преимущества автобуса по сравнению с троллейбусом».
Ученые провели технические и экономические расчеты, учли местные рыбинские условия. И признали: развивать троллейбус – это рационально. «Развитие городского пассажирского транспорта в Рыбинске наиболее рационально по варианту, предусматривающему эксплуатацию существующего автобусного транспорта, а также строительство в городе троллейбусной линии. Считаем решение о строительстве в Рыбинске троллейбусного транспорта целесообразным».
Электролинии возводили всем городом. Депо построили специалисты СУ № 3 треста № 16. Четыре тяговые подстанции монтировали силами заводов гидромеханизации, «Вымпел», РЗП, Полиграфмаш. На трассу движения требовалось 482 троллейбусные опоры. 318 из них поставил рыбинский «Центроэлектромонтаж», потратив 80 тысяч рублей. Дороги привели в порядок сотрудники «Спецдоруправления».
Первую очередь троллейбусной линии подготовили к декабрю 1976 года. Перед пуском проверили депо, пустили тяговые подстанции и контактные линии. Наладчики из Москвы расконсервировали троллейбусы, каждую из 13 машин обкатали. Водителей-стажеров обучали опытные инструкторы из Омска, Кургана, Архангельска, Тольятти.
Открытие троллейбусного движения рыбинцы приняли с восторгом. Вот как об этом писала «Рыбинская правда»: «Участники стройки, почетные гости занимают места в новеньких троллейбусах, что выстроились по обеим сторонам магистрали. Все провожают сверкающие машины счастливыми взглядами. Зеленой улицы тебе, троллейбус!»
Статья подготовлена по материалам ВК группы «Архивная служба Ярославской области»