С только лет идет реформа российского образования, но все чаще вспоминаем о достижениях прошлого. О том, что учиться в Рыбинском авиационно-технологическом институте было столь же престижно, как и в Московском авиационном. Что диплом регионального вуза котировался так же высоко, что и столичные документы о высшем образовании.
Сегодня столица оккупировала не только сферу финансов, культуры, искусства. Она, как мощный пылесос, затягивает в себя все лучшее, что у нас есть, – наших детей. И оставляет их себе. Вместе с их талантами, умениями и желанием работать.
Наши лучшие выпускники – медалисты, победители олимпиад, российских и международных конкурсов – выбирают для продолжения учебы столичные вузы. Несмотря на то, что именно в Рыбинске они получили возможность добиваться первых успехов, побед и наград. Именно рыбинские педагоги научили их всему, что пригодится в столичных университетах для получения красных дипломов и откроет дорогу к карьере в профессии или научной деятельности. Тоже в столицах. Потому что только там есть большие деньги и скоростные социальные лифты.
Еще больней видеть, как наши дети выбирают зарубежье. Как, взяв все лучшее в рыбинской школе, уезжают учиться в иностранные университеты. И уже не возвращаются на малую родину.
Между тем жизнь существует не только в Москве. Промышленность работает не только в столице. В регионах выпускают станки и двигатели, строят суда и самолеты, занимаются созданием инновационной техники и лучших образцов российской военной и гражданской продукции.
Но престиж высшего образования в регионах упал. Упало и качество знаний, которое дают детям местные вузы.
Их ли это вина? Их ли – вузов – ответственность за то, что в Рыбинске бывший институт, названный теперь университетом, не может обеспечить инженерными кадрами местные промышленные предприятия?
Замкадные вузы в тотальном дефиците – денег, хороших преподавателей, умных студентов. Причем деньги – слово, определяющее все остальные негативные процессы. Работая в условиях недостаточного финансирования, вузы вынуждены развивать платные направления, прилагая к этому большие усилия. При этом поиски денег отодвинули на второй план нужды местной промышленности. А на первый план вышла мода – туризм, сервис, менеджмент – в ущерб техническим специальностям.
То же самое происходит со средним специальным звеном образования. Здесь готовы выпускать парикмахеров, дизайнеров, визажистов, специалистов модных и красивых профессий, но не токарей, сварщиков, слесарей, в которых так нуждаются рыбинские предприятия.
Самая заинтересованная сторона в получении выпускниками технического образования – наши предприятия. Они пытаются решать кадровые проблемы самостоятельно. Так, судостроительный завод «Вымпел» заключил договор с рыбинским колледжем, где, кроме педагогов и воспитателей, готовят будущих корабелов. Студенты проходят практику на заводе. Окончив учебное заведение, они придут работать на «Вымпел». Наверное, не все. Кто-то найдет себе место на другом предприятии. Надеюсь, это будет любой рыбинский завод.
На самом крупном рыбинском предприятии – «ОДК-Сатурн» – действует программа подготовки инженеров нового поколения «Крылья Ростеха». 23 студента в этом году зачислены в РГАТУ по целевым квотам программы. С 1 сентября они трудоустроены в «ОДК-Сатурн» по специальности «конструктор-стажер». Они учатся в вузе и одновременно осваивают рабочие специальности. Их успехи будут оценены заводом в виде мотивационных выплат. А самое главное – им гарантирована дальнейшая работа в Рыбинске. Но это всего 23 студента в год! А заводам нужны сотни специалистов.
Город не стоит в стороне от проблем местной промышленности. Мы очень заинтересованы в том, чтобы наши дети считали своим домом родной Рыбинск – крупный промышленный центр региона. Однако большинство выпускников-медалистов выбирают гуманитарное образование. И даже самым массовым экзаменом во всей стране стало естествознание, а не математика.
Мы занимаемся школами. Привлекаем учителей математики, физики, информатики. Создаем школьные профориентационные площадки с упором на инженерные профессии. Знакомим детей с заводами. И идем в детские сады. Потому что именно в раннем детстве формируется начальный интерес – что выберет ребенок в дальнейшем? Станок или парикмахерские ножницы? 3D-моделирование или ландшафтный дизайн?
Не буду спорить – все профессии важны. Но есть города, где необходимо развивать именно инженерное образование. Среди них – Рыбинск – исторически промышленный центр. Интеллектуальная техническая база Ярославской области. Была. Надеюсь, ею и останется. Если государство вспомнит о региональных вузах, поможет восстановить образовательный потенциал, решить кадровые проблемы предприятий, а заодно удержит в городе молодежь и остановит негативную тенденцию сокращения городского населения. А мы будем строить для молодых город, где им будет интересно жить, весело отдыхать, безопасно растить детей и планировать свое будущее.
Опубликовано в журнале «Российское образование», декабрь 2021 год
Почему Денис Добряков не остался после окончания Рыбинского Авиатехнологического Института в своём родном городе Рыбинске? Вот вам и ответ на вопрос.
А почему яжмати и яжпапы тычут своих детей в СОШ №1 и др. за тридевять км от дома , тогда как откуда выходит меньшинство умников?