Ковроткачество – древнее ремесло, известное еще с эпохи Древнего Египта. В средние века яркие шпалеры с христианскими мотивами украшали каменные стены европейских замков. Гобелены ткали вручную, вплетая в льняную основу цветные шерстяные нитки. Самые виртуозные ткачи умудрялись точно копировать картины известных мастеров. Но в XIX веке машинное производство практически уничтожило шпалерную мануфактуру.
Лишь немногие сегодня сохраняют секреты создания гобеленов, берутся за это трудозатратное ремесло. Среди таких рукодельниц — рыбинская художница Валентина Ершова. В 1992 году она переехала из Душанбе, где много веков существует традиция ковроткачества. Художница привезла из Таджикистана не только ковровую шерсть, но и умение сплетать нити.
30 лет Ершова создает объемные картины с трехмерным эффектом: в них хочется всматриваться, они словно оживают, двигаются, затягивают. Несмотря на монументальность, работы очень живые, «текучие». Недаром так много в ее творчестве волжских мотивов — чайки, стерляди, волны. Узнаваемы и рыбинские пейзажи, заботливо вытканные достопримечательности.
Работы Валентиной Ершовой представлены на выставке «Украшать, согревать и радовать». 20 января экспозиция открылась в Рыбинском музее-заповеднике.
Огромные двухметровые гобелены художница создала на ткацком станке, который стоит прямо в ее квартире. «Это настоящее ткачество. Не каждому подходит — долго, затратно, нерационально», — говорит художница. Небольшая рама позволяет ей за неделю создать до 20-30 см холста.
— Декоративист сегодня – уникальная редкая специализация. У Валентины Ершовой есть узнаваемый сложившийся почерк. На выставке представлена ретроспектива — от ранних работ до произведений наших дней. Игра ритмов, музыка цвета вызывает ощущение свободы, — поясняет искусствовед Ирина Хохлова.
В последние годы Валентина Ершова понемногу отходит от любимого ремесла. Об этом гостям выставки расскажут работы в стиле батик и акварель. Они отличаются от гобеленов не только размерами, но и простотой решений, реалистичностью. Художница шутливо называет акварели «мои малышки».
— Отношусь к ним, как к детям. С нитками я уже разобралась, здесь вопросов нет. А в живописи стараюсь уменьшать размеры. На выставке есть крошечные работы размером с ладонь — у публики на такие большой запрос. Этой выставкой я попыталась подвести итоги, чтобы идти дальше, обратиться к новым формам творчества. Но тканину люблю, от нее не откажусь, — поясняет автор.