Главное Темы 10 февраля 2022 10:00

Игра в машинки

Рыбинец Александр Данилов – о своей коллекции автомобилей

Увидеть легендарный ЗИС-8, ходивший по Рыбинску на первых автобусных маршрутах. Узнать, как с 1934 года менялся городской автопарк. И что за автобусы собирали на рыбинском заводе.

Все это смогут гости музея-заповедника на выставке «История общественного транспорта Рыбинска», включающей 41 коллекционную модель авто.

— Все разновидности автобусов, которые бегали по улицам Рыбинска, представлены на выставке. С одним исключением – нет модели электробуса. Но я всегда добавляю это на словах, показываю его фото и проговариваю, что у нас даже построят завод электробусов. Горжусь этим!

Автор выставки Александр Данилов водит гостей между моделями, сыплет годами и типами двигателей, сравнивает заводы, удобство сидений, мягкость подвески. «На этом автобусе любили ездить на экскурсии, а вот эту модель снимали в «Королеве бензоколонки», – с видимым удовольствием рассказывает коллекционер.

«Я собиратель, а не историк»

Его профессия — инженер по свету. Но суровый технарь уживается в Александре с пылким коллекционером и вдохновенным рассказчиком. Сейчас Александр трудится в рыбинском драмтеатре, до этого освещал сцену ДК «Авиатор». 30 лет был активным участником оркестра «Радуга»: занимался конферансом, играл на трубе и освещал сцену для музыкантов.

И это еще не все. Подростком Александр Данилов начал коллекционировать автомобили. Точнее, сначала стал собирать их фото и характеристики, потом – их модели. В детстве, как и для многих мальчишек Советского Союза, машины стали для Александра настоящей страстью.

В 1966 году родители подарили ему фотоаппарат, он начал снимать авто. Недостающие фото обменивал, покупал. Начало коллекции было положено. Постепенно Александр углублялся в прошлое российского автопрома.

— В моем архиве есть редчайшее фото единственного рыбинского танка, созданного на основе американского трактора «Холт». Его собрали в постреволюционные годы на «Русском Рено». Танк ни разу не выезжал из цеха и не стрелял, – улыбается Александр.

Через десять лет его коллекция автофотографий составляла 800 экземпляров.

О Данилове написала рыбинская газета, его рекорд отметили в московском политехническом музее. Сегодня у Александра больше 30 тысяч записей – это фото и характеристики российских автомобилей разных эпох. «Когда меня спрашивают, не историк ли я, отвечаю: я просто собиратель», — говорит коллекционер.

Такой огромный архив требует достойного хранения. Сын Александра разработал для коллекции отца специальную программу на компьютере. Фото и характеристики авто загружены в программу, которая помогает быстро находить любой нюанс.

Рыбинец пристально следит за всем, что выпускает отечественный автопром.

У него есть изображения и характеристики даже тех моделей, которые заводы только готовятся выпускать, так называемых опытных. «О них широкий потребитель даже не осведомлен», – поясняет коллекционер. Чтобы быть в курсе развития автопрома, Александр отслеживает все новшества, постоянно ездит на выставки авто. Этим летом был на выставке КамАЗов.

Нередко рыбинцы, которые изучают авторынок перед приобретением железного коня, консультируются с Александром.

– Приходят и просят: «собираюсь покупать авто, помоги выбрать!» И мы садимся, сравниваем характеристики, советуемся, – поясняет Данилов.

Обращаются к его помощи и те, кто ныряет в историю автопрома. К примеру, недавно Александр помог студентам РГАТУ – те пишут работу по истории рыбинского завода дорожных машин. Коллекционер предоставил юным рыбинцам фото и сведения о дорожных катках полувековой давности.

Пошел в народ

От плоскости – к объему. Собрав тысячи фото, в 2009 году Александр начал собирать  коллекцию автомоделей.

«Именно тогда начали выпускать точные копии авто, детально проработанные, выполненные в масштабе 1:43. Сейчас у меня 350 моделей. Каждая стоит от 2 до 8 тысяч рублей. Недешевое хобби, особенно для пенсионера», – смеется Данилов.

Коллекционер – сам себе музей, его экспонаты не лежат без дела в чемодане.

В последние годы охотно раскрывает тайны своих сокровищ, создавая выставки – компактные экспозиции в БИЦ «Радуга» и Рыбинском драмтеатре. Сегодняшняя выставка Александра в Рыбинском музее-заповеднике – самая масштабная.

Но ему хотелось чего-то большего, хотелось делиться с рыбинцами накопленными знаниями. Александр группировал свои модели по темам: «Автомобили Деда Мороза», «Автомобили вождей», «Служебные авто». Сам придумывал интересные рассказы.

И однажды пошел в народ с лекциями. Теперь он каждый месяц выступает с рассказами перед детьми и пенсионерами: читает интерактивные лекции  в рыбинских школах, библиотеках, центре соцобслуживания пожилых рыбинцев.

Как и любой коллекционер, Александр рад поболтать о своих любимцах. Поэтому с азартом отвечает на вопросы гостей, радуется, когда они узнают автобус, на котором полвека назад добирались на работу и обратно.

— Недавно побывал в рыбинском Центре соцобслуживания. Расставил модели общественного транспорта и попросил пожилых рыбинцев всмотреться: какой самый ранний транспорт они узнают. Одна дама узнала послевоенный автобус, вспомнила, что у него дверь «странно» открывалась. А там действительно необычный механизм: водитель вручную открывал дверь изнутри крупной и очень запоминающейся металлической ручкой, — описывает рыбинец.

Новые темы лекций подкидывает сама жизнь. Полетел рыбинец в космос – родилась тема «Авто и космос». Кстати, это одна из самых любимых тем Александра.

В армии он служил на Байконуре, был на смене, когда наши космонавты отправлялись на стыковку «Союз-Аполлон». Не раз бывал с оркестром «Радуга» в Звездном городке, где близко общался с астронавтами.

— Рассказываю об автомобилях, на которых ездили советские и российские космонавты, в том числе и рыбинец Алексей Овчинин. Особенно гостей интересуют рассказы об авто, на которых космонавтов подвозят к ракете, и тех, на которых их разыскивают после посадки. Об этом редко говорят, такие машины вне внимания широкой публики, – поясняет Александр Данилов.

Сейчас коллекционер уже наверняка в поисках новой темы для лекции. Приобщайтесь к истории российского автопрома, рыбинцы!

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме