Темы 18 февраля 2022

Повелители льда

Кто создает холод в царстве льда? Пообщались со специалистами ДС «Полет»

Рыбинские ледовары. Да-да, не пивовары и не ледорубы. Люди, которые готовят лед для арены ДС «Полет»: заливают корт, следят за холодильным оборудованием, чинят и обслуживают его.

Благодаря их труду ежедневно тренируются сотни рыбинских спортсменов. На льду «Полета», приготовленном заботами ледоваров, растят кадры для сборных команд России по шорт-треку.

Подо льдом — охлаждаемая бетонная плита. Под потолком — серебристые «шапочки» дефлекторов. Теплый воздух из них отсекает холод, не дает образоваться конденсату. 

Комбайн не для зерна

Почему даже летом на площадке у «Полета» дети играют в снежки? Верхний слой льда, пострадавшего под коньками, каждый час срезает широким ножом ледовый комбайн «Замбони». И, создавая новый гладкий слой, заливает лед горячей водой, чтобы поверхность скорее схватилась.

Поэтому «Замбони» нужен особый гараж с двумя выходами – на арену и на улицу. Туда он вывозит накопленный за день рыхлый лед. Управляют комбайном обычные водители, прошедшие подготовку.

— Кстати, лед – это просто вода из-под крана, без хитростей. Ну разве что пропущенная через угольный фильтр – для очистки, – поясняет главный инженер рыбинского дворца спорта Александр Кузнецов. – Поэтому в гараже у комбайна стоят баки, полные воды, они подогревают содержимое до 80°. Из короткого шланга заливщик заправляет комбайн. А длинный шланг поможет в случае ЧП, для ручной заливки, если «Замбони» забарахлит.

Ломается капризная канадская техника нередко – комбайну уже больше десяти лет. Однако стоимость нового «Замбони» – 9 млн рублей – заставляет отказаться от мечты приобрести его. «Кстати, в идеале дворцу спорта наших масштабов требуется два ледовых комбайна», – уточняет Кузнецов.

открытый кузов Замбони вмещает много рыхлого срезанного льда

А пока рыбинцы снова и снова чинят своего старичка. Благо у техники есть шефы – технари с предприятий Рыбинска. Не раз специалисты РЗП и «ОДК-Сатурн» помогали и финансово, и советами.

— Недавно перед хоккейным матчем в комбайне сломался блок управления – он сложнейший, электронный. Спортсмены рисковали остаться без тренировок и выступлений. Мы заказали новый блок за 120 тысяч – он случайно оказался в Москве, не за границей, обычно это большая редкость. Плюс визит настройщика нам обошелся в 30 тысяч. Так вот, пока блок шел к нам неделю, специалисты РЗП пытались оживить старый. Благодаря их помощи наша «Замбони» продержалась эту неделю, – рассказывает директор ДС «Полет» Александр Спивак.

Важные запчасти недавно подарили комбайну рыбинские моторостроители. Вместо старых сносившихся ножей презентовали новые японские. А вместо облысевших шин – новую шипованную резину. «Не бросают нас, поддерживают по мере сил», – говорит Кузнецов.

«Мозги» ледовой арены

К слову, рыбинские ледовары сами себя так не называют. И даже слова такого не знают. Просто работают, ежедневно обеспечивая отличный лед.

оператор холодильной установки Сергей Лебедев

— Я машинист холодильных установок, не ледовар, – улыбается Сергей Лебедев. – Но я много чего могу. Например, меняю температуру поверхности льда в зависимости от того, какие спортсмены вышли на арену. Ведь разным видам спорта нужна разная жесткость льда. Хоккеистам – самая мощная твердая поверхность, с температурой -10°. Шорт-трекистам – чуть мягче, где-то -8°. А фигуристам вообще -2°, самый мягкий лед. Выставляю нужную температуру на приборах.

Рабочее место Сергея – в подвале дворца спорта. Холод рождается в просторном мрачноватом помещении с высокими потолками. Здесь круглые сутки трудится сердце «Полета» – холодильная установка.

Отсюда ледяная жидкость поступает в трубы под катком. И охлаждает бетонную поверхность арены, или, как здесь говорят, поляны до -10°. И так круглый год.

Вопреки ожиданиям, здесь очень тепло, шумят моторы, в цилиндрических синих баках перемешиваются фреон и рассол. Через окошко в баке оператор наблюдает за пузырьками от их смешивания – это важный показатель процесса заморозки.

На полу бирюзовые и белые баллоны – годовой запас фреона и масла. Видна рачительность хозяев, не привыкших, чтобы что-то внезапно кончалось.

годовой запас фреона

«Полет» ремонтировали в 2013 году, потратив 450 миллионов рублей из областного и городского бюджетов. До помещения хладоустановки, как и до всех рабочих зон в цокольном этаже, подрядчики не добрались.

Тут абсолютно все из семидесятых: лестничные ступени, пол, стены, остатки старых систем. Кроме самой хладоустановки, немецкое оборудование Bitzer закупили до реконструкции, в 2008 году.

— Это как «Мерседес» в сфере холода – работает отлично, но на запчастях разоришься, – говорит главный инженер.

Главный инженер Александр Кузнецов у холодильной установки «Бицер». В центре бака — окошко для наблюдения за пузырьками. 

Сегодня Bitzer скромно стоит в углу просторного цеха, который когда-то целиком занимали четыре советских компрессора. О них напоминают лишь впадины от «фундаментов» в полу, прикрытые листами железа. Современная установка по сравнению с ними – как котенок на фоне динозавра.

И электроникой установка напичкана не в пример советской. Поэтому 15 лет назад Сергея Лебедева, специалиста приборостроительного завода, и привлекли к работе с Bitzer. Сегодня под его опекой сразу несколько процессоров, несколько систем управления.

Лебедев открывает дверцы железного шкафа: его содержимое неопытному глазу кажется похожим на панель управления звездолетом – десятки тумблеров и мигающих огней. Надписи: «Вентиляторы конденсатора», «Насосы испарения». Все требует внимания оператора. Впрочем, за суточное дежурство здесь редко случаются ЧП. «Сергей даже успевает ложки деревянные вырезать», – смеется главный инженер.

Сердце холодильной установки — 4 компрессора

«Крутимся как можем»

Вот главная часть холодильной установки: из четырех небольших компрессоров зимой трудятся только два. В летнюю жару автоматически включатся сразу четыре. В прошлом августе один компрессор пришлось чинить. Справились своими силами, не привлекая специалистов.

— Капремонт компрессора стоит от 800 тысяч до 1,2 млн рублей. «Полету» это не по карману. Мы починили поломку, потратив 150 тысяч. Подрядчиков из Подмосковья не звали, просят очень дорого, сами все сделали, – рассказывает Кузнецов.

… ДС «Полет» сегодня  – самый сложный спортивный объект Рыбинска. Подготовка льда требует от специалистов большой технической мысли и тонких расчетов.

Объект обслуживают 4 холодильщика, 4 заливщика, электрики, специалисты по кондиционированию и вентиляции.

«Полет» буквально опутан трубами разного назначения – их насчитывают 7 км.

Сложнейшая система вентиляции осушает воздух на арене: 31 дефлектор расположен на колосниках под потолком, теплый воздух из них отсекает холод ото льда, не дает образоваться конденсату.

«Полет» буквально опутан трубами разного назначения – их насчитывают 7 км. Представляете, как здесь ищут утечку?

— Одно время я возглавлял бассейн «Темп» – казалось бы, объект тоже с технической начинкой. Но их не сравнить. «Полет» намного сложнее, он буквально напичкан электроникой, – говорит Александр Спивак, директор ледового дворца спорта. – Оборудование у нас очень дорогое, энергоемкое, требующее импортных запчастей. Оно требует неусыпного внимания, подкованных специалистов и огромных денежных вливаний. Крутимся как можем.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Зеро 11:16 | 18 февраля 2022

Да, нашему нищему городу, брошенному всеми, такой объект содержать не по карману. А они ещё собираются пристройку делать, видимо, чтобы она потом стояла пустая.

рабочий 16:28 | 18 февраля 2022

4 февраля мы схоронили одного из хранителей этого льда Шульпина Валерия. Вечная ему память!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме