25 февраля в музее-заповеднике представили 80 работ Людмилы Горюновой. По традиции художница подгадала выставку к началу весны:
«В это время у людей обостренная нехватка цветов, красок. Люди устали от зимы, радостные цветы на картинах вызывают восторг».
Выделяются в экспозиции ирисы всех оттенков — любимым цветам Людмилы Горюновой выделили отдельную стену. «Ирисы очень сложно рисовать, у них капризные резные лепестки — выразительные, необычные. Всегда меня радуют», — говорит художница.
Нравятся Людмиле Горюновой и ландыши. Именно их 1990-2000-х художница писала буквально в промышленных масштабах — на ландыши огромный спрос в Европе.
— Французы обожают ландыши, весной дарят друг другу рисунки или украшения с ними, как символ пробуждения природы. Мои работы с ландышами пользовались в Европе бешеной популярностью — их скупали в отели, бутики. Одну работу купил модный дом Диор, ведь ландыш — любимый цветок Кристиана Диора, его талисман. В пятидесятых дизайнер создал модную коллекцию и аромат «Ландыш». С тех пор этот скромный цветок — визитная карточка модного дома, — делится Горюнова.
У художницы удивительная продуктивность: в год она создает по 30-50 работ. «И это при том, что картины Людмилы очень проработаны, она не пишет жирными мазками, она удивительно их детализирует», — сказал художник Николай Малафеев на открытии выставки. Действительно, натюрморты Людмилы Горюновой просты и изысканы — ее букеты тщательно выписаны и, вместе с тем, полны жизни.
На выставке представлены живописные работы последнего десятилетия. Отдельный интерес гостей вызывает графика художницы — она малоизвестна широкой публике.
— А ведь мы с мужем в Союз художников вступали именно как графики, все это было: и рисунок, и гравюра, и офорт. Участвовали в республиканских и всесоюзных выставках графиков, — рассказывает Людмила Горюнова. — Потом настали 90-е годы, время выживания. А графикой даже сейчас почти никто из коллекционеров не интересуется, ценителей очень мало. Публике нужна живопись.
Художница показывает зрителю графику — новую и полувековой давности, своей студенческой поры. «Взяла те рисунки, что мне особенно дороги», — говорит Горюнова.
Среди работ выделяется графический автопортрет художницы с супругом. Уже в этой студенческой работе Людмилы Горюновой просматриваются цветочные мотивы — из угла аскетичного бытового рисунка «прорастает» лист экзотичной монстеры.
— Я училась на отделении мебельно-декоративных тканей, а ткани дружат с цветами. Мы постоянно ходили в Ботанический сад, зарисовывали растения, посещали Русский и Этнографический музеи, делали там наброски старинных тканей, многие из них с цветочным орнаментом. Цветы всю жизнь со мной, — поясняет художница.
В отличие от многих студенческих проходных работ этот автопортрет у хозяйки на особом счету — бережно хранится дома на виду. «Взяла этот рисунок, чтобы Виктор Яковлевич тоже присутствовал на выставке».
Художник Виктор Горюнов скоропостижно скончался месяц назад. Но художница решила не отменять выставку — ведь супруг полгода помогал создавать ее. Экспозиция «В мире цветов» — еще и дань памяти любимому человеку, верному спутнику жизни.