Темы 10 марта 2022

Искусство для праздника и раздумий

Яркое фэнтези, гротеск и эксперимент, буйство красок авангардных натюрмортов и сдержанная палитра северных пейзажей. В Рыбинском музее-заповеднике открылась юбилейная выставка Майи Гусариной

«Цветные лоскутки жизни моей» – первая художественная выставка в зале Мучного гостиного двора после его реставрации. 4 марта, в день ее открытия, зал гудит, как веселый пчелиный улей. Первые зрители бурно делятся впечатлениями, внезапно выпав из серой мартовской действительности и оказавшись внутри разноцветного ларца. Звонкие краски, золото и киноварь, многофигурные композиции, фэнтезийные сюжеты, многослойные символы, работы-порталы в иные миры – поводов для обсуждений множество.

— Надеюсь, моя выставка создаст праздничное настроение. Я всегда считала, что искусство должно дарить чувство радости, вдохновлять людей на созидание чего-то нового, – так Майя Гусарина формулирует своеобразный манифест своего творчества.

Истоки этого жизнелюбия, восприятия жизни как пестрого и яркого праздника пытается отыскать куратор выставки искусствовед Ирина Хохлова:

— Сама художница родом из Костромы — русского города с особым характером, который находит отражение и в искусстве испокон веков. Там даже иконопись XVII века отличается от ярославской – она очень яркая, оптимистичная, перенасыщенная декором, с сильным народным началом. Возможно, это глубинное видение как-то подсознательно передалось и Майе.

На выставке перед нашими глазами разворачивается тридцатилетняя творческая история Майи Гусариной: с конца 1980-х и до наших дней. Здесь она и студентка Ярославского художественного училища с цепким ироничным взглядом на мир, и зрелый мастер с узнаваемой авторской манерой, и постоянно ищущий, не успокоенный творец.

С одной стороны, художница не перестает писать с натуры, много ездит на пленэры, чтобы не терять связь с природой, тоньше чувствовать ее живые краски. С другой, убеждена: эксперимент – самое важное в современном искусстве – и в предлагаемых зрителям смыслах, и в технике.

Майя – художник, который не боится меняться, быть разной. Сложные композиции, населенные множеством персонажей и символов, в выставочных залах сменяются лаконичными пейзажами средней полосы и Русского Севера: широкий, суровый мазок, лаконичная палитра. И рядом – звонкие цветовые аккорды по-авангардному смелых натюрмортов.

Игра со зрителем, карнавальность, шутовство, обманчивость видимой реальности – основа основ манеры Майи Гусариной. Присмотритесь к ее картинам пристально – вас ждут любопытнейшие открытия. Сложные фоны, одежда персонажей – коллажи, вырезки из модных журналов, шерсть скоморошьего медведя – завитки деревянной стружки.

Но главный эксперимент у Гусариной лежит в плоскости композиции.

— У нее несомненный композиционный дар, – отмечает Ирина Хохлова. – Тогда как большинство художников уходят в чистые жанры – натюрморт и пейзаж, она ищет себя на стыке жанров. Для Рыбинска, да и для современного российского искусства в целом это неповторимое явление.

Редко какой художник так тщательно и скрупулезно работает над «построением» картины, компонует фигуры в пространстве холста. Майя делает десятки эскизов, графических листов (они тоже представлены на выставке), прежде чем перенести задуманное на холст.

— Мои работы наполнены фигурами людей. Они всегда в движении, потому что мне как раз и интересна эта житейская суета. В ней человек раскрывается как личность, – говорит художница.

Романтичные девушки в венках и таинственные инопланетяне, скоморохи и куклы, с одной стороны, тесно взаимодействуют друг с другом в плоскости холста, но посмотрите им в лицо – они словно отстранены, погружены глубоко в себя. Одиночество в толпе – одна из примет нашего времени. Так художница вскрывает механизмы нашего общества.

Символические золотые клетки, урбанистические образы – шестеренки, переломанные лестницы, фантастические здания будущего – и стены, вырастающие на пути, – сквозные мотивы творчества Гусариной. Они укладываются в логику представлений о современном человеке, его метаний между корнями и трудными поисками дальнейшего пути, о преодолении страхов, комплексов, противоречий между внутренним миром и внешним, о поисках любви и надежды. Над каждой картиной можно размышлять и фантазировать долго.

Выставку Майи Гусариной искусствоведы и художники смело называют большим событием в культурной жизни Рыбинска. Она будет работать до 27 марта. Сразу после ее закрытия в Мучном дворе развесят работы супруга Майи – Сергея Гусарина. И это еще один парадокс – как два художника уживаются в одной семье.

— Мало сказать, просто «два художника». Два абсолютно разных художника! – уточняет Сергей Гусарин. – Мы абсолютно разные люди по темпераменту. Я холерик, Майя – флегматик. У нас разные взгляды на искусство, мы спорим, что-то доказываем друг другу, помогаем, советуемся. Но не мешаем друг другу. У нас разные мастерские, и каждый работает у себя. И если у Майи выставка праздничная, торжественная, вызывающая позитивные эмоции, то у меня она будет более суровой и жесткой, более драматической и концептуальной.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме