Главное Темы 16 марта 2022 10:00

Стоп, машина: старые лифты требуют срочной замены

Через три года все подъемники старше 25 лет будут остановлены. С необходимостью модернизировать лифты столкнулись жители около 200 многоэтажек Рыбинска. Вопросов у собственников квартир масса. Разбираемся в ситуации

«Срок годности» заканчивается

В этом году актуальной темой на общедомовых собраниях собственников жилья стала замена лифтов. Людей ставят перед выбором: либо меняете старый подъемник на новый, либо он встанет.

Многие рыбинцы недоумевают: зачем тратить миллионы на новый лифт, когда и нынешний почти не застревает? Второй вопрос – где взять деньги на замену дорогостоящего подъемника? И вообще, в связи с чем возникло ультимативное требование – модернизируй или ходи пешком?

В департаменте ЖКХ Рыбинска отвечают: установка новых лифтов не прихоть обслуживающих организаций, а требование закона.

— Согласно п. 5.5 ст. 6 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» подъемники, введенные в эксплуатацию до вступления в силу данного документа и отработавшие 25 лет, должны быть заменены, — поясняет Алла Тетюшкина, заместитель директора департамента ЖКХ. — Сделать это необходимо до 15 февраля 2025 года. В противном случае лифты с истекшим сроком эксплуатации будут остановлены.

С такой безрадостной перспективой могут столкнуться жители почти двух сотен рыбинских домов. Эта проблема актуальна для всей Ярославской области, где более половины лифтов требуют обновления.

Роскошь или средство передвижения?

Лифт – самое дорогое оборудование в доме. Стоимость одного подъемного механизма превышает 2 млн рублей (в ценах на начало февраля). Это не считая монтажных и проектных работ, которые обходились еще где-то в миллион.

Замена лифтового оборудования в Рыбинске осуществляется в рамках региональной долгосрочной программы капитальных ремонтов общего имущества в многоквартирных домах. Источник финансирования один. Это деньги из кошельков жителей, перечисленные на капремонт. И принципиальное значение, как показывает практика, имеет способ накопления этих средств.

В домах, которые генерируют фонд капремонта на общем счете в региональном фонде, процесс замены подъемников идет быстрее, нежели в МКД, открывших спецсчета. Так, в 2018-2019 годах в Рыбинске были заменены 83 лифта: из них 70 в сорока домах, перечисляющих в «общий котел», и только 13 подъемников в трех многоэтажках на спецсчетах.

Причина в том, что первым новый лифт могут установить в долг. А вторые рассчитывают только на себя.

— В домах, осуществляющих накопление средств на общем счете регоператора, ремонт будет проведен даже при недостатке денег. Средства заимствуют на возвратной основе из «общего котла», — поясняют в Фонде содействия капремонту МКД.

По данным фонда, в период с 2022 по 2024 год должны быть установлены еще 17 лифтов в девяти МКД, которые сдают деньги в «общий котел»: на пр. 50 лет Октября, 14, пр. Мира, 31, пр. Серова, 1б, ул. 50 лет ВЛКСМ, 28а и 30а, Качалова, 14 и 44, Кольцова, 3 и Ширшова, 4.

Новое лифтовое оборудование, которое установят в этих рыбинских многоэтажках, имеет обязательные сертификаты соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов». Это гарантирует соответствие современным нормам безопасности, качества и энергоэффективности.

— За каждым объектом, модернизируемым по программе капремонта, закрепляется инженер, который обязан осуществлять контроль сроков выполнения работ, соответствия поставляемого оборудования и материалов условиям договора, качества выполнения работ требованиям нормативной документации, — уточняет начальник отдела строительного контроля регоператора Андрей Кропотов.

После завершения монтажа проводятся пусконаладочные работы, необходимые проверки и испытания. На их основании выдается заключение о готовности механизмов к эксплуатации.

— Если все работы по программе будут выполнены, то к 2025 году все старые лифты с истекающим сроком эксплуатации будут заменены. Но речь здесь идет только о домах, которые копят деньги на общем счете, — уточняет Алла Тетюшкина.

Денег нет, а ездить хочется?

Гораздо сложнее ситуация с многоэтажками на спецсчетах, которые могут проводить капремонты только в рамках самостоятельно накопленных сумм. И таких в Рыбинске много: 189 домов нуждаются в замене 618 подъемников. При этом у большинства из них денег на дорогостоящие процедуры катастрофически не хватает.

Сергей Маслов, директор ООО «Рыбинсклифт», которое обслуживает порядка 65-70% парка вертикального транспорта города (помимо жилого фонда, торговые центры, гостиницы, заводы, больницы), утверждает: расплатиться за новый лифт способны единицы.

— Можно на пальцах сосчитать дома на спецсчетах, которым полностью хватает денег на замену лифтов. И это одна из причин, которая затормозила процесс замены, — считает руководитель компании.

Казалось бы, за восемь лет, что действует программа капитального ремонта, миллионы на лифты можно было бы и накопить. В теории – да. На практике же собственники тратили деньги на ремонт текущих крыш, обваливающихся фасадов, замену ржавых труб – в каждом доме были и есть свои проблемы, требующие срочного, безотлагательного вмешательства. При этом спецсчета не резиновые.

— Нередко мы имеем дело с МКД, на счету которых 500-800 тысяч, редко, когда миллион. И в большинстве случаев мы идем навстречу и предоставляем рассрочку платежа, — говорит руководитель обслуживающей организации. — Но есть дома и с минусом на счету. Здесь надо понимать, что ни о каком лифте речи быть не может, пока не будет положительного баланса.

Помимо рассрочки, есть и другие способы заполучить в подъезд средство передвижения даже при недостатке финансов. Что делать, если денег на прогресс не хватает, рассказывает Алла Тетюшкина:

— Первый способ – повысить минимальный взнос на капремонт. Это решение принимается собственниками на общедомовом собрании. Такие примеры, когда жильцы договорились платить больше, в Рыбинске есть.

Второй вариант — проводить замену лифтов постепенно. Он может быть актуален для многоподъездных домов, где подъемников много. Однако, так или иначе, успеть нужно до февраля 2025 года.

Еще одним советом делится регфонд: выходом из затруднительного положения может стать возвращение в «общий котел».

Можно ли сэкономить миллионы?

На собраниях жильцы часто задают вопросы: так ли обязательно менять лифт, и нельзя ли обойтись малой кровью – ремонтом? Закон что говорит, что нет. Обновление отдельных механизмов нельзя рассматривать как альтернативу замены подъемного оборудования, поскольку это «не может обеспечить такой уровень безопасности, каким обладает новый лифт», отмечают в регфонде.

Однако есть нюанс. Помимо полной замены всех конструкций, допускается вариант оставить на месте направляющие в шахте лифта. Такая модернизация обойдется дешевле.

— За исключением основных направляющих, жильцы получают тот же самый новый лифт и при этом существенную экономию. В прошлом году она составляла порядка 400-600 тысяч рублей за одну единицу, — говорит Сергей Маслов. — На сегодняшний момент у нас заключено порядка десяти договоров о модернизации либо о замене лифтов. Обе эти процедуры позволяют продлить срок эксплуатации на 25 лет. Итоговым документом в обоих случаях будет акт ввода в эксплуатацию, выданный Ростехнадзором.

Однако чтобы сэкономить, одного желания собственников недостаточно. Разрешить модернизацию могут только специалисты.

— Каждый лифт проходит полное техническое освидетельствование, — продолжает директор «Рыбинсклифт». — Экспертная организация дает заключение о состоянии механизмов, в том числе – направляющих. Без этого решения ни мы как обслуживающая организация, ни жильцы не могут принять решение о проведении модернизации. В ряде случаев по результатам экспертизы альтернативы быть не может – только полная замена.

Руководитель компании обращает внимание собственников на важный момент при заключении договора. Компания, которая займется вашим лифтом, должна обеспечить гарантийные обязательства: и на сам лифт, и на монтажные работы.

И не стоит откладывать решение проблемы в долгий ящик. До дня, когда старые подъемники встанут, остается менее трех лет. Ситуация усугубляется в связи с событиями на Украине и санкциями. Лифт – сложный механизм, часть комплектующих в котором – импортные. Вопросы поставок оборудования и их цен сейчас остаются открытыми.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Оптимист 20:23 | 16 марта 2022

Думаю, что срок замены перенесут до 2030-го года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме