Темы 25 марта 2022

Недетская забота

Как рыбинские школьники учатся беречь природу

Март и апрель – время пробуждения природы. Возможно, поэтому в эти месяцы отмечают так много экологических дат: День водных ресурсов, День дикой природы, Дни рек и лесов, земли и птиц. Весной, когда оттаивает все, что было скрыто снегом, человеку важно вспомнить – он не один живет на планете, а природа хрупка и нуждается в нашей защите.

Бережное отношение к лесам и рекам важно прививать с детства. Школьники Рыбинска активно изучают родной край. Помогают им в этом педагоги школ и дополнительного образования. И стараются сделать занятия максимально интересными.

— Скука – такие воспоминания у меня о школьных уроках экологии. Редуценты, консументы… Меньше всего хочется, чтобы дети зевали на занятиях, — говорит педагог допобразования Яна Круть.

Она работает в экологическом отделе Центра туризма, просвещая учеников младших классов школы № 6, и подопечные в восторге от ее нескучных занятий. Здесь дети играют, рисуют, складывают оригами и даже пишут свою Красную книгу. Яна Круть создала программу занятий сама, чтобы дети осваивали экологию играючи.

«Послушайте, как звучит пластик», — педагог шуршит пакетом, хрустит твердой пластиковой тарой. Яна предлагает детям попробовать расстричь пластиковые предметы: крышку, мешочек, стакан.

Ученики 3 класса проводят опыты и делают вывод — материал этот очень разный: твердый, плотный, мягкий, шуршащий.

Идет занятие о пластике – его видах, его пользе и вреде, о способах утилизации. Дети активно включаются в обсуждение, глаза горят. И так на занятиях у Яны Круть всегда.

В ее кабинете пушистая белка, как живая, притаилась на дереве, у скворечника птичка. На подоконнике мягкие игрушки. «Дети на переменах прибегают обнимать собак», — смеется Яна.

Вот стол для фримаркета: школьники обмениваются книгами, пазлами, игрушками. Тут коврики из ткани: их ребята плетут из отживших вещей, спасая старую одежду от мусорки. У окна сохнут «птичьи гнезда» из бумажных тарелочек – скоро в них поселятся самодельные совы.

А рядом с детскими Красными книгами – бумажная фигурка медведя: поговорили дети о косолапом – тут же сложили оригами, наклеили рядом с лисой, лягушонком, зайцем.

«Звери живут в лесу, как мы – в своем доме. Никто из вас не хочет, чтобы в вашем доме мусорили, пугали вас, поджигали ваши вещи. Вот и звери не хотят», — примерно так строит разговор о природе Яна с самыми маленькими.

— С первоклашками у нас самые неформальные занятия: мы садимся на ковер, читаем сказки о природе: «Русачок», «Хвосты», «Чей нос лучше». И обсуждаем прочитанное – каждый зверь и стебелек по-своему хорош, полезен, все имеют право на спокойную жизнь, — говорит Яна.

Так дети учатся пониманию: человек не один живет на свете.

— Вокруг множество живых существ, которые чувствуют, им тоже бывает страшно, больно. Малыши осознают, что растоптать, поджечь – быстро и легко, а вырастить новое – долго и хлопотно. Дети учатся делать выводы, высказывать мнение. В них просыпается осознанность, — рассказывает педагог.

Красная книга – материал для изучения во втором классе. Восьмилетки осознают, что в природе все связано со всем, а исчезновение одного растения или животного вредит целой экосистеме. Ребенок понимает, насколько умно и сложно устроена природа.

дети сами шьют игрушки из лоскутков, спасая ненужную ткань от свалки

Занятия про исчезающих животных – обычно самые эмоциональные. Дети смотрят короткие видео про краснокнижных животных, их потомство, узнают, как жестоко истребляет их человек – ради шкур, бивней, ради забавы. «Эти моменты – до слез. Дети искренне жалеют тех, кто исчезает с лица Земли. Из малыша с чутким сердцем уже не получится жестокого охотника», — говорит Яна.

Важно и то, что ребенок ощущает границы своих возможностей: «Мне не под силу остановить охотника. Но я могу не рвать подснежники или ландыши, не разжигать костер в лесу», — понимает маленький человек. Постепенно он становится другом природы.

В третьем классе педагог рассказывает детям об отходах. Как человечество загрязняет свой дом – планету, сколько мы производим мусора. Как человек поступает с отходами – сжигает, закапывает, складирует на свалках. И как можно уменьшить свой экослед.

— Как результат наших бесед — дети осознанно относятся к отходам: собирают дома батарейки, пластиковые крышечки. Многие участвуют в эко-акциях – сдают вторсырье, которое собрали дома с родителями, — рассказывает педагог.

Внимание к родному краю развивают не только в шестой школе. У Яны Круть перенимают опыт другие педагоги. На днях школьные активисты встречались на нейтральной территории — в рыбинском Экологическом центре на Крестовой, 75.

— На конференции делилась опытом с педагогами школы № 3. Они хотят организовать раздельный сбор мусора, сделать свой фримаркет, музей вещей, которые можно изготовить из вторсырья, — говорит Яна Круть.

В каждой школе детей учат основам бережного отношения к рыбинской земле, говорит замдиректора департамента образования Светлана Смирнова.

— Через детей будем приучать и взрослых, и постепенно все общество, — поясняет замдиректора. – Не заботясь о природе, мы рубим сук, на котором сидим. Ведь загрязнение земли и воды укорачивает, ухудшает жизнь будущих поколений.

подопечные Яны Круть собирают мусор на берегах Волги в ходе акции «оБЕРЕГАй!»

Все школы Рыбинска собирают макулатуру, спасая от свалки тонны бумаги, сохраняя леса от вырубки. Малыши и подростки сдают батарейки, которые, попади они в землю, отравили бы почву и грунтовые воды. В прошлом году дети сдали 2,3 тонны батареек.

Собирают детсады со школами и пластиковые крышечки от бутылок: за 2021 год – почти две тонны. Участвуя в акции «Добрые крышечки», ребята не только спасают пластик от свалки, они помогают малышам с инвалидностью приобрести коляски, вертикализаторы, ходунки.

Летом школьники выходят на берега Волги, собирая мусор на пляжах. Самые активные экологи учатся в школах 28, 27, 30, 32, 20, 1, кадетском корпусе.

Яна Круть и Добрые крышечки

Подключаются к обучению школьников и сотрудники отдела по охране окружающей среды администрации Рыбинска. К примеру, в 2021 году они пришли к рыбинским кадетам и реализовали проект «Петровский парк». Дети рисовали прекрасный природный памятник, сочиняли о нем стихи, участвовали в эко-квесте на обширной территории парка.

— Кадеты живут и учатся по соседству с особо охраняемой природной территорией. Мы привлекли внимание ребят к парку, напомнили, какой он уникальный, как важно беречь его, — поясняет Екатерина Фейзуллаева, специалист отдела. – Радует, что сегодня дети все активнее включаются в защиту природы, что у подрастающего поколения формируется бережное отношение к окружающей среде.

И главное – дети искренне верят, что их вклад делает Рыбинск чуть лучше.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Сергей 22:23 | 25 марта 2022

Молодцы какие!

Мира 23:18 | 8 мая 2022

Умница Яна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме