XX век – время бурных перемен. Не отставая от мировой повестки, наш бедный Рыбинск четыре раза менял имя. В 1946-м город стал Щербаковым, с 1957-го по 1984-й носил свое историческое название, пока его не переименовали в Андропов. И наконец, в 1989 году нам снова вернули «рыбное» имя.
Мало кто из рыбинцев знает, что нам грозило еще одно переименование. В 1933 году Рыбинск, крупный центр производства авиамоторов, чуть не стал Барановском. Город хотели переименовать в честь 41-летнего начальника ВВС Петра Баранова, погибшего в авиакатастрофе.
В 20-е годы рождался советский авиапромышленный комплекс – и Баранов был одним из его отцов-основателей. В бедные постреволюционные годы вопрос развития авиации был дискуссионным: денег Красной армии не хватало даже на необходимые пулеметы, автомобили и артиллерию. Самолеты казались непозволительной роскошью.
А Петр Баранов делал ставку на авиацию и считал, что самолеты страна должна уметь делать сама. Его команда развивала сеть конструкторских бюро, создавала огромные авиационные предприятия, плотно взаимодействовала с учеными из ЦАГИ.
Энергичный и компетентный Петр Баранов любил повторять: «Знаю, это трудно, но наш воздушный флот будет первым в мире».
Он не знал страха и, даже будучи высоким чиновником, сам летал на неиспытанных самолетах. Это и стало причиной смертельной катастрофы, в которой, кроме Баранова, погибла верхушка авиастроения – глава гражданского флота, глава Госплана, директор завода № 22 – главного авиазавода СССР. Погибла и жена Баранова, летевшая к детям в Крым.
Самолет, на котором они разбились, был опытным образцом, первым в своем роде. На заводе в Филях тогда решили переоборудовать устаревшие самолеты-разведчики Р-6 в воздушные лимузины повышенной комфортности АНТ-7. Работник завода Борис Черток, ставший впоследствии академиком АН СССР, вспоминал:
«Опытный вариант изготовили в единственном экземпляре. С самолета убрали вооружение. В фюзеляже разместили восемь кресел для пассажиров. Кабину экипажа остеклили. Самолет делал пробные полеты в районе нашего аэродрома. Неожиданно пришло распоряжение подготовить его к дальнему перелету, установить дополнительные бензобаки». Первый полет стал для АНТ-7 последним.
Из-за плохой погоды полеты в тот день отменились. Но за Курском было ясно, а Баранов торопился на планерные соревнования в Феодосии. Через 20 минут полета самолет у Подольска зацепил стойками шасси проволоку радиолюбительской антенны, потерял скорость, ударился левым крылом о верхушку дерева и врезался в землю.
Почему самолет летел так низко, осталось неизвестным. Комиссия по расследованию выдвинула два варианта: пилот летел ниже облаков, чтобы не потерять ориентацию или же самолет, перегруженный пассажирами и багажом, не смог быстро набрать высоту.
Некоторые историки называют неслучайной гибель Баранова и топ-менеджеров авиации – по сути, верхушки авиапрома СССР, усматривая происки ОГПУ и конкретно Ягоды.
Как бы то ни было, рыбинцы искренне сожалели о гибели Петра Баранова. В сентябре 1933 года «Верхневолжская правда» сообщает горожанам о его гибели:
«5 сентября в 11.30 в Москве трагически погиб в момент полета на авиамашине замнаркома тяжелой промышленности, начальник главного управления авиапромышленности Петр Баранов. С юных лет он встал на путь революционной борьбы. Революция освободила его из тюрьмы. С 1923 года он организует военные воздушные силы. С 1931 года он во главе авиационной промышленности. Его трудами созданы непобедимые воздушные границы СССР. Твердый начальник и смелый вожак погиб на стальном коне».
Власти города, опираясь на предложение рабочих авиамоторного завода, решили переименовать Рыбинск в Барановск. Об этом мы узнаем из протокола заседания Горсовета от 10 сентября 1933 года.
«Под живым непосредственным руководством т. Баранова строился и развивался гигант авиамашиностроения – завод № 26 им. Павлова, коренным образом изменивший экономику Рыбинска. Рыбинский горсовет пошел навстречу желаниям трудящихся масс города и в особенности рабочих завода № 26. И постановил:
Просить ВЦИК через Облисполком переименовать город Рыбинск в Барановск.
Пилотскую площадь Восточного поселка завода № 26 переименовать в площадь им. Товарища Баранова.
Установить в Авиаинституте и Авиатехникуме по одной стипендии из местного бюджета для рабочих и детей рабочих завода № 26».
И все же Рыбинск тогда не переименовали – инициативу горожан не одобрило высокое начальство. Имя Петра Баранова присвоили лишь площади в Восточном поселке – сегодня это Дмитровский парк.
22 мая горожане скажут какого имени достоин их город.
Говорят что наш город часто переназывали и забывают про Донецкий (пока ещё под властью нациков):
Покровск — Гришино — Постышево — Коасноармейское — Красноармейск и опять Покровск! Как его переименуют вскоре, когда вернут в ДНР.
….патриот..что это там у вас в голове??? Мы про наш город..Перезагрузите ваш мозг….А то и Касперский не поможет…
Таким как вы, горожанам Юрий , для справки.
Площади Димитрова в Рыбинске нет.
Город Баранов… Ну такое себе.
А Черток это тот самый, который потом переметнулся в стан идеологического врага и недружесветного западного партнера?
Мы знаем Бориса Чертока как автора 200 трудов, соратника Сергея Королева. Человека, который создавал для нашей страны системы управления ракетами и космическими аппаратами. Лауреата 20 госпремий.
Его именем названа малая планета.
А у вас как дела?
Ну моим именем планеты пока не называют, у меня около 20 статей, 6 авторских свидетельств, степень кандидата наук и т.д.
Слава Чертоку, спасибо за наше счастливое детство!