Глава Ярославского региона Михаил Евраев рекомендовал Рудакова в качестве руководителя города. И хотя он хорошо знаком жителям по многим проектам, о его детстве и юности известно мало. Между тем главные черты человека закладывают родители, а ранние годы формируют характер и определяют всю дальнейшую жизнь.
Поэтому мы решили узнать, как рос Дмитрий, что он сегодня помнит из раннего детства, где учился, как познакомился с будущей женой… И еще немного о том, как появился специалист в сфере государственного управления, который сегодня руководит Рыбинском.
Он рос в рабочей семье обычным советским мальчишкой. Мама трудилась аппаратчицей на производстве, отец всю жизнь проработал машинистом тепловоза, был настоящим профессионалом своего дела, знал развернутые схемы различных тепловозов и электровозов как свои пять пальцев и даже выступал экспертом, когда одно из предприятий создавало собственное железнодорожное хозяйство.
— Мне очень повезло с отцом, он – яркий представитель рабочей интеллигенции. Сам писал стихи, дружил с поэтами, которые посвящали стихи ему, коллекционировал художественные открытки. Все время под стеклом на письменном столе лежали карточки с живописью, — вспоминает сегодня Дмитрий Рудаков.
До 5 класса он жил в коммуналке с родителями и младшим братом. Здесь было все как у Булгакова – «огромный длинный коридор, освещаемый крайне редко, полный странных, волшебных и ненужных предметов».
Его самые яркие детские события связаны с Рыбинским водохранилищем. Как он с родными рыбачит на лодке-казанке, плещется в воде, бегает по песчаному берегу, собирает нагретую солнцем землянику на островах и переживает первый в своей жизни настоящий шторм, когда высокая волна захлестывает маленькую лодку.
— В тот момент меня, мальчишку, больше всего потрясло, насколько иначе ведут себя взрослые в экстренных ситуациях, какими становятся сильными, решительными. Может, поэтому я вместо страха испытал восторг, — делится он воспоминаниями детства.
Маленький Дмитрий проводил с отцом много времени, они часто играли в шахматы, а в конце лета ходили на «спецзадание» – собирать черемуху. Отец залезал на невысокое дерево и прыгал на землю, держась за макушку, пригибал ветки для ребенка, и он собирал ароматные ягоды. Мама потом делала из них вкусный компот, вязкость ягоды уходила.
Что еще составляло счастье советского ребенка? Он занимался боксом, хорошо бегал на лыжах, увлекался радиоэлектроникой. Как-то выменял у приятеля целый ящик радиодеталей на свой складной ножик и долго удивлялся такой удаче. Потом сам смастерил верстак по чертежу из «Юного техника» – «очень удобный, с ящичками для деталей».
Армейская служба выпала на трудные для страны 90-е. Дмитрий служил на Севере в войсках ПВО – сначала под Архангельском, затем в Северодвинске.
— Армия дала многое, хотя было непросто, — говорит Дмитрий Рудаков. – Я вообще считаю, что если не служил – не вправе руководить людьми, особенно в структурах власти.
После дембеля погулять не довелось – глава семейства затеял строительство садового домика. Два месяца Дмитрий помогал отцу, за неделю в одиночку вырыл лопатой пруд – сегодня сам удивляется: откуда столько сил было?
Потом — завод. Для парня из рабочей семьи это был естественный выбор, к тому же хотелось накопить денег на учебу в вузе. Родители особо помочь не могли – все их сбережения «сгорели» во время разных деноминаций и инфляций.
На заводе он освоил три рабочие специальности: сварщика, вальцовщика и стропальщика. При этом сварщиком стал 5 разряда.
— Завод запомнился, прежде всего, людьми, той самой рабочей интеллигенцией. У меня в цехе были три художника, два поэта. Таких человеческих отношений и таких отзывчивых людей я, пожалуй, позже уже не встречал, — рассказывает Рудаков.
В 90-е из-за краха социального уклада и нищеты многие начали спиваться, терять уважение в коллективе, зарплату на заводе могли дать, а могли и не дать – времена были смутные.
Накопив денег на самостоятельную жизнь, чтобы не висеть на родительской шее, он легко поступил в институт.
Среди одногруппников он выделялся не только рабочим опытом, но и мотивацией. Говорит – в отличие от «малолеток» хорошо понимал, зачем ему нужна профессия. И с головой ушел в море лекций, контрольных и семинаров. Литературу читал на русском и на немецком – хорошо знает этот язык. Часами сидел в библиотеке, потом – бежал на тренировку по боксу, иногда еще и на футбол и, вставая в пять утра, готовился к занятиям.
— Учиться было настолько интересно, что я и сегодня отказываюсь понимать пассивность в молодых людях, — говорит Рудаков.
Увы, накоплений не хватило, чтобы доучиться на дневном отделении. Переведясь на заочку, Дмитрий вернулся на предприятие. Вырос до бригадира – и это был его первый управленческий опыт.
С будущей женой они познакомились на рыбинской Стрелке – вечерами, сидя на берегу Черемухи, влюбленные жгли костер и мечтали о будущем.
Сегодня у Дмитрия и Светланы Рудаковых шестеро детей – четыре сына и две дочки. Отец ласково делит их на старшую и младшую группы и с особой гордостью говорит о достижениях и талантах.
Самый старший – Дмитрий Дмитриевич – без пяти минут военный врач, выпускник Военно-медицинской академии. Мария и Александр – погодки, заканчивают школу. Маша прекрасно поет, а Саша, как и папа в юности, увлечен боксом и музыкой. Юный человек-оркестр играет на гитаре, балалайке, фортепиано, гармони, барабанах и даже виолончели! На день рождения дети подарили папе шикарный концерт в своем исполнении.
Четвероклассник Иван – технарь. Во время реконструкции Стоялой в Рыбинске засыпал папу вопросами, что же там под землей и как вода движется по трубам. Первоклассник Миша – личность творческая, с богатой фантазией, целыми днями он лепит и рисует.
И самая маленькая пятилетняя Дуняша – принцесса в семье. Ради нее строгий папа соглашается на многое, балует.
— Каким я вижу будущее своих детей? Хочу, чтобы они были просто счастливыми людьми, сильными и человечными, — говорит Рудаков.
Еще на четвертом курсе института он начал работать на госслужбе в Управлении юстиции. Зарплата была небольшой, зато вовремя, чем в 90-е не могли похвастаться заводчане. Здесь он на практике понял, как построено управление государством. А работа начальником юридического отдела на промышленном предприятии дала бесценный опыт в решении вопросов хозяйственного права – от поставок и грузопассажирских перевозок до тонкостей подряда на выполнение проектных, строительных и изыскательских работ.
Вскоре он создал и возглавил юридический центр, дав работу 50 сотрудникам. Юристы помогали ведущим промышленным предприятиям, участвовали в сложных арбитражных процессах.
— Это важнейший опыт для любого руководителя. Одно дело, когда управляешь чужой организацией, совершенно другое – своей, когда люди зависят от твоих решений. Совсем разная степень ответственности. Именно тогда я научился делегировать полномочия, понял, что самое сложное в руководстве – это контроль. Ставить задачи легко. А ты попробуй проконтролировать выполнение, добейся результата, научись спрашивать за провалы в работе, — рассказывает Рудаков сегодня.
К слову, организация, созданная Рудаковым с нуля, до сих пор работает, хотя он давно вышел из состава ее акционеров.
Позже он получил второе высшее образование по специальности «Электрические станции, сети и системы». Вот где еще пригодилось старое увлечение радиоэлектроникой.
В 2014-м успешного юриста, антикризисного управляющего Рудакова пригласили на работу в Крым. Точнее, он сам туда рванул, вдохновленный новыми процессами. Он лично знаком с участниками тех исторических событий. Став членом первого российского правительства Севастополя, Рудаков работал на износ, смену заканчивал к полуночи, умножая свои компетенции. В его ведении находилось не только правовое управление, но и управления земельных и имущественных отношений, мировых судей, записи актов гражданского состояния, создаваемые с нуля многофункциональные центры.
Задачи стояли необъятные – перевести украинскую систему организации жизни города на российский лад в максимально сжатые сроки. Ответственность колоссальная. Город был на особом контроле у руководства страны, поэтому каждую неделю, решая рабочие вопросы, Дмитрий Рудаков с коллегами бывал в Москве в различных министерствах. Познакомился с массой интересных и очень влиятельных людей, с которыми поддерживает отношения и сегодня.
Одна из сложнейших задач, с которой работал Рудаков в Крыму, – это адаптация на местности новой Балаклавской электростанции. Еще одна – за кратчайший срок провести инвентаризацию всех школ для получения лицензий – а это десятки тысяч единиц имущества. При этом вся информация хранилась на бумаге, а не на электронных носителях – «просто кошмар какой-то, весь кабинет был заставлен коробками с документами» — смеется он сегодня.
— Помню, возвращаемся с семьей из-за города и видим город без света, просто огромное темное пятно, — вспоминает Рудаков. — Как работать в условиях блэкаута, кризиса и санкций? Здесь вспоминаю правило, сказанное когда-то моим старшим товарищем, учителем в управлении – правило «заначки». Оно довольно простое. Например, у тебя есть три генератора в запасе. Отключили свет. Ты себе в контору один взял – работу обеспечил, один отдал в больницу – людей спас, один губернатору – отношения наладил. Этот принцип работает во всех сферах жизни, в том числе и бюджетной системе. Особых заначек у нас тогда не было, но мы справились, свет дали в больницы и детские учреждения, затем и в дома. Но важность этих «заначек» я тогда оценил.
Особенно ценной для себя Рудаков считает работу аудитором в контрольно-счетной палате, где он узнал все о бюджетной классификации и бюджетном процессе. В управлении городом без этих навыков не обойтись.
В 2016-м он стал первым замом главы Рыбинска. Три года занимался бюджетом, экономикой и градостроительной политикой. Первой поставленной перед ним задачей стало оздоровление городского бюджета – «ситуация была жуткая, развитие города зависело от судебных решений». Уже через год кредиторская задолженность сократилась вчетверо – с 800 млн. рублей до 200 млн. рублей.
Удалось реализовать масштабный проект реконструкции исторического центра – Красной площади, улицы Стоялой, Преображенского и Вознесенского переулков, Карякинского сада, Лоцманского бульвара. В свежие фасады оделась и часть зданий на Крестовой. Юридическую основу проекта составили новые правила благоустройства – регламенты по содержанию фасадов, оконных витрин, вывесок и ограждений.
Тогда он применил комплексный подход: сначала заменили коммуникации и только потом занялись мощением, фасадами и освещением. Важно, что им удалось вовлечь в работу владельцев бизнеса, собственников, арендаторов зданий. А благодаря ретровывескам Рыбинск прогремел на всю страну.
— Я радуюсь, когда мои дети идут гулять с друзьями в исторический центр, а не запираются где-то в кафе под зарубежным брендом, как это было раньше. Это мне жирный плюс как чиновнику и как отцу, — улыбается Дмитрий Рудаков сегодня. Он считает, что город – это не дома и кварталы, город – это люди: главная ценность Рыбинска – в его жителях. И ради их благополучия готов трудиться.
— Что вы цените в человеке?
— Сочетание одновременно внутренней силы и человечности. И не люблю, если одно от другого оторвано.
— А что не приемлете ни при каких условиях?
— Наглость, сразу возникает желание «приземлить».
— Что цените в подчиненных?
— Горящие глаза, интерес к делу и умение работать на результат, а не на процесс. Я вообще «проектный» человек – мне надо начать работу и получить результат. Не люблю, когда люди ходят на службу «из любви к процессу».
— У вас есть хобби?
— В спортзал ходить люблю. Иногда боксирую по старой памяти. Бегаю — любимая дистанция 10 км в темпе. Пробовал и больше, но это не мое.
Еще есть у меня такое необычное хобби – нравится переплывать разные реки и озера.
Один священник сказал мне поздним вечером на берегу лесной реки – ты бросишь курить, когда переплывешь со мной сейчас (почти ночью!) эту речку. Я переплыл и курить бросил. С тех пор переплывал Шексну, Оку, разные озера. Волгу в Рыбинске переплывал в разных местах.
Однажды напугал жену, когда на свой день рождения переплыл Боко-Которский залив в Черногории. Назад, правда, уже такси ловил, силы вышли. Черногорец-таксист сильно, помню, смеялся, но довез меня в плавках вокруг залива, час ехали.
Еще играю на гармони, освоил самостоятельно. Их у меня три: Тульская, «Ивушка» Ганинской фабрики и Шуйская.
— Чем любите заниматься в свободное время?
— Да как все люди – читать, с детьми возиться. Или телевизор с ними вместе смотреть. В основном кино.
— Какие у вас любимые фильмы?
— Я из тех, кто любит и верит в российский кинематограф. Из советского мне нравится пересматривать «Семнадцать мгновений весны». Да вообще весь советский кинематограф люблю. Из современных, на мой взгляд, талантливейшие сериалы «Идиот» Владимира Бортко, «Гибель империи», «Белая гвардия», «Ликвидация».
— Что читаете?
— Историческую литературу и мемуары. Мой любимый писатель Виктор Астафьев — по нескольку раз прочитал все его произведения. Нравится проза Валентина Распутина, что-то из Юрия Бондарева, Василия Белова, у Лескова люблю «На краю света», «Очарованного странника». С возрастом оценил русскую классическую литературу. Толстого раннего и зрелого люблю. Но единственной любимой книгой для меня остается «Сестра печали» Шефнера — пронзительно-грустная, сильная. Настолько любимая, что приобрел ее во всех четырех изданиях.
— Ваша любимая еда?
— Все, что готовят из капусты. Голубцы – только настоящие, а не ленивые, тушеную капусту с курицей, щи зеленые. Но вообще я не гурман – ем все, когда есть хочу.
— Сами готовите?
— Да, по праздникам. Что действительно умею – так это плов на костре, его интереснее готовить, чем шашлык.
— Животных любите?
— Конечно. Дома — кот Дымок, потому что серый. Ему 10 лет. И лайка Красавчик, потому что красивый. Животные очень важны для детей – они учат любить, быть добрыми и сильными (не бояться), учат ответственности.
— Можете описать Рыбинск одним словом?
— Двумя. Сильный и добрый. В Рыбинске замечательные люди. Они иногда прячут свою человечность за ворчанием, но внутри – добрые. Я-то вижу. Это главное, что есть у нашего города. Самое дорогое богатство и самый важный капитал – человеческий.