Работать некому или работать негде?

Почему в Рыбинске работодатели и молодые кадры не видят друг друга? Проблемы профориентации молодежи обсуждали в РГАТУ имени Соловьева, подводя годовой итог работы программы

«Открытое производство»

В последние годы в экономике промышленного Рыбинска складывается парадоксальная, но, как мы увидим, вполне закономерная ситуация. Предприятия трубят о кадровом голоде, а выпускники продолжают мигрировать в столицы, потому что в родном городе «работы нет, и ловить нечего». И вроде бы в школах, колледжах и вузах проводятся мероприятия профориентационного характера, но, как показывает практика, глобальной картины они не меняют. Почему механизм пробуксовывает?

Организаторы программы «Открытое производство» провели тщательный анализ ситуации, выяснили позиции всех участников профориентационной цепочки и задались целью – сдвинуть дело с мертвой точки, сделав взаимодействие между производством и будущими потенциальными специалистами эффективным.

— Программа «Открытое производство» была задумана в целях развития промышленного туризма. Но чем больше мы погружались в тему, тем больше понимали, что спектр проблем гораздо шире: они касаются развития профориентации, трудоустройства молодежи, оттока ее из региона, — рассказывает Елена Иванчук, руководитель программы, директор по развитию АНО «Планета людей».

За 2021 год команда проекта инициировала беспрецедентное количество исследовательских мероприятий: анкетирование предприятий, опросы школьников и студентов. Провели экскурсии по предприятиям Рыбинска и Ярославля, организовали летний бизнес-лагерь, креативный конкурс «БЛИЦ Марафон идей». Несколько стратегических сессий были посвящены формированию дорожной карты по развитию профориентации и подготовке молодых кадров. В дискуссиях приняли участие представители бизнеса, вузов, колледжей, учащиеся Ярославской области. На городском телеканале запущен медиапроект «ДвижОК», где поднимают вопросы выбора профессии, знакомят подростков с предприятиями региона. Знаковым событием стала Первая Рыбинская промышленная ассамблея, организованная холдингом «Севермаш». За год участниками мероприятий «Открытого производства» стали более 3,5 тысячи человек.

Многие ребята вообще не представляют, что творится за заводскими заборами: как там работают, какую продукцию выпускают, какие технологии используются. И это в промышленном Рыбинске с его 42 крупными и средними предприятиями, на которых занято 50 тысяч горожан – половина всего трудоспособного населения

«Гетто грязных спецовок»

Общаясь со старшеклассниками и студентами, анализируя результаты опросов, в «Открытом производстве» пришли к неутешительному выводу: результативность мероприятий по профориентации стремится к нулю, несмотря на то, что работа в этом направлении ведется.

Исследователи столкнулись с тем, что многие ребята вообще не представляют, что творится за заводскими заборами: как там работают, какую продукцию выпускают, какие технологии используются. И это в промышленном Рыбинске с его 42 крупными и средними предприятиями, на которых занято 50 тысяч горожан – половина всего трудоспособного населения. Как думаете, сколько предприятий вспомнит студент или старшеклассник? Четыре-пять. Такая же картина в соседнем Ярославле.

Незнание в свою очередь порождает отторжение и неприятие.

— За все 11 лет обучения в школе нас очень редко водили на экскурсии в колледжи, вузы, о предприятиях речи вообще не шло, — признается студент РГАТУ Евгений. — Кругозор о профессиях у школьников очень узкий. Отсюда и представления о заводе как о месте, где грязно и бесперспективно.

Маркетолог, предприниматель, куратор программы «Открытое производство» Наталья Смурова отмечает, что негатив и скепсис по отношению к заводам и заводчанам типичны среди молодежи:

— На вопрос, как вы представляете себе работу на предприятии, многие отвечали, что это «большое помещение с конвейером, где копошатся люди в грязных спецовках».

По словам Смуровой, негативный образ пролетария зачастую формируют даже школьные учителя, когда «мотивируют»: «Будешь плохо учиться – пойдешь на завод».

Развеять мифы и показать правдивую картинку (от условия работы до зарплаты) могли бы сами производственники. Например, приглашая молодежь на экскурсии, рассказывая о себе, отвечая на волнующие вопросы и тем самым создавая в глазах будущих специалистов привлекательный имидж работодателя. Но заводы навстречу молодежи не спешат.

— Экскурсий проводится мало, — отмечает Смурова. — 45% опрошенных из числа ведущих предприятий региона проводят экскурсии 4-5 раз в год. И только 20% общаются с молодежью 1-2 раза в месяц.

Но даже те редкие посещения цехов часто не вызывают восторга у гостей. «Ничего не понятно, не интересно, скучно», «Для меня здесь работы нет», «Нам сказали сюда прийти, поэтому мы здесь» – типичные отзывы рыбинских и ярославских подростков. Как итог – ребята не видят перспектив и уезжают в Москву, Санкт-Петербург, другие крупные города.

«У нас секретно и опасно»

Но виноваты ли выпускники в том, что не хотят идти работать туда, где их не очень-то и ждали, что не вдохновляются карьерой на предприятиях, о которых мало что знают? Или ответственность за отток молодежи лежит на плечах взрослых?

Многие руководители компаний заявляют о катастрофическом дефиците кадров, но при этом очень мало тех, кто готов включиться в работу с подрастающей сменой. В ходе проведенных исследований организаторы профориентационного проекта пытались выяснить, что мешает работодателям быть более открытыми для поколения зумеров.

— Как правило, когда речь заходит о знакомстве с производством, предприятия говорят следующее: «Зачем нам это надо? Это лишняя головная боль. У нас опасно, секретно, грязно. У нас некому проводить экскурсии». В потоке насущных проблем с поставками, ценами, логистикой игнорируются ценные возможности рассказывать о себе как о привлекательном работодателе, — считает Елена Иванчук.

С ней согласна Алевтина Кузнецова, руководитель рыбинского отделения Торгово-промышленной палаты:

— Мы проводили опрос среди работодателей, которые являются членами ТПП. Первый вопрос касался их заинтересованности в профориентации школьников. Второй – готовности трудоустроить несовершеннолетних на летний период. Из 56 компаний нам ответила только одна, но и та – отказом.

При этом в Центре занятости населения Рыбинска отмечают, что число детей от 14 до 17 лет, желающих поработать в каникулы, традиционно превышает количество вакансий.

— Анкеты были направлены на 120 предприятий и организаций, из которых ответили порядка двадцати. Но и среди них невелико число тех, кто заинтересован во временном трудоустройстве ребят. Это, например, Верфь братьев Нобель и санаторий имени Воровского, кто традиционно берет на лето ребят. Все остальные говорят о том, что такой возможности нет, — говорит Вероника Лапина, специалист ЦЗН.

Но и имеющийся список вакансий не особенно вдохновляющий: дворники, уборщики, разнорабочие. Отчасти это объясняется жесткими требованиями законодательства к трудоустройству несовершеннолетних. Но, так или иначе, действительно интересной работы, дающей возможность расти профессионально и одновременно знакомиться с производством, для подростков в Рыбинске нет.

«Нужны амбассадоры от станка»

Все эти истории – не для того, чтобы показать, как все плохо, подчеркивают организаторы программы. Они нужны, чтобы понять, над чем предстоит работать, и куда двигаться дальше. Положительные примеры взаимодействия производственников и молодежи уже есть.

— Мы проводили экскурсии для студентов на ярославском предприятии «Корд». После, на стратегической сессии, ребята генерировали идеи о расширении целевой аудитории компании, придумали новые рынки, — рассказывает Иванчук. — В итоге несколько идей гендиректор сразу взял в работу. Девчонки увидели, что им найдется применение на предприятии, что они будут востребованы.

Вместо устаревших кадровых стратегий – креативный подход. Начальник отдела стратегического планирования и инвестиций Рыбинска Алексей Кузнецов убежден, что поднять имидж промышленных предприятий в глазах выпускников могло бы «амбассадорство молодых и успешных специалистов», уже добившихся чего-то в профессии и в жизни.

— На многих предприятиях работают советы молодежи. Они занимаются соцподдержкой, досугом, спортом – всем, кроме профориентации. И вот эти молодежные лидеры могли бы своим примером привлекать к себе, формировать вокруг себя команды будущих потенциальных работников, — считает руководитель.

«Учиться на токарей никто не пойдет»

Еще одна острая проблема, которую никак нельзя сбрасывать со счетов, – это несоответствие между потребностями рынка труда и программами профессиональной подготовки.

— Есть молодые специалисты, которые готовы пойти работать на завод. Но их не готовы там брать. Или предлагают низкую зарплату, поскольку работодатели считают уровень профподготовки выпускников откровенно низким, — поясняет Вероника Лапина.

А целому ряду профессий, которые сейчас востребованы на рынке труда, в Рыбинске вообще не обучают. Так нужных предприятиям токарей не готовит ни один колледж города. Кузнецы, шлифовщики, слесари тоже становятся вымирающими профессиями. Зато новоиспеченных поваров, мастеров ногтевого сервиса — в избытке.

— Руководители колледжей оправдываются: «Мы не можем открыть ту или иную рабочую специальность, потому что не наберем группу, никто не придет». И потом, чтобы обучать людей на достойном уровне, нужно современное оборудование. В образовательных организациях нет денег на техническое оснащение, а у предприятий – желания помогать, вкладывать деньги и направлять сотрудников в качестве обучающих мастеров, — объясняет специалист Центра занятости Елена Паратовская.

По ее мнению, если мы не хотим потерять поколение рабочих, стоит вспомнить о советской практике оказания заводами шефской помощи средним профессиональным учебным заведениям, оснащения школьных мастерских и кабинетов труда.

Негативный образ пролетария зачастую формируют даже школьные учителя, когда «мотивируют»: «Будешь плохо учиться – пойдешь на завод»

«Повернуть миграцию вспять»

Несмотря на целый комплекс проблем, участники программы «Открытое производство» настроены оптимистично.

— В Рыбинске большая концентрация людей, болеющих за свой родной город и готовых что-то в нем менять, — отмечает Елена Иванчук. — Это дает надежду, что здесь действительно можно показать результат при условии активной консолидированной работы. Мы хотели бы видеть Рыбинск пилотной площадкой, хорошим прецедентом, о котором можно будет говорить не только на региональном, но и на федеральном уровне.

В планах организаторов – продолжить комплексную профориентационную работу, выработать конкретные решения по привлечению внимания к производственным предприятиям Ярославской области. Для этого будет создан комитет по развитию кадрового потенциала. Важным событием станет конференция «Новая реальность: кадры решают всё», которая состоится 19 мая в РГАТУ. В программе – стратегические сессии для руководителей предприятий и студентов. У ребят будет реальная возможность пообщаться с местными работодателями, задать им интересующие вопросы. Разговор пойдет о тенденциях на рынке труда, кадровом дефиците и молодежной повестке.

— Конечная цель, которую мы ставим перед собой, глобальна и амбициозна – обратить миграционную тенденцию вспять. Чтобы молодежь не только не покидала Рыбинск в поисках хорошей работы, а напротив, чтобы профессионалы из других городов и регионов приезжали к нам, — заявляет руководитель программы Елена Иванчук.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Заводчанин 15:50 | 18 мая 2022

В статье отражена горькая правда, ключевая фраза в том что предприятиям часто эти проблемы не нужны от слова совсем. Взять тот же Сатурн с запретом на телефоны — выберут ли молодые люди после института для себя такой вариант? В столицах таких заморочек нет, а зарплата и перспективы не сравнимые.

Зеро 16:54 | 18 мая 2022

Пока на предприятиях специалисты и рабочие с 20-летним стажем будут зарабатывать 25-30 тысяч рублей, ничего и никогда не изменится.
Очень мало среди молодёжи настолько глупых и неинициативных людей, готовых подписаться в эту кабалу.
И руководители прекрасно это понимают, потому и не чешутся.
А платить больше в нынешних условиях, когда ставка кредита доходит до 35 процентов при заложенной в госконтрактах норме прибыли — 10, никто не может.
Эта рыба давно сгнила.

В.А. 18:57 | 18 мая 2022

Все эти копошения и придумки с конференциями, форумами и т.п. ни к чему не приведут, что прекрасно понимают даже инициаторы этого всего, просто им подобная деятельность предписана их статусом. Молодежь прекрасно видит на примерах своих родителей, что в провинции практически нереально рассчитывать на доход, позволяющий хоть какое-то качество жизни, поэтому и перемещаются ближе к столицам. «Кормить надо лучше, тогда и не улетят!» — никак не желающая стареть фраза из очень популярного рекламного ролика 90-х.(

Кадровик 22:06 | 19 мая 2022

Есть предприятия, которые душу вкладывают в практическую подготовку рабочих (не говоря уже о средствах и времени). А результат все равно низкий, потому что проблема не столько в зарплате (на сделке можешь быть высокооплачиваемым работягой даже в 25 лет). Проблема в мотивации при выборе профессии. Зачастую идут в колледжи, потому что легче поступить и получить хоть какую-то корочку. В учебном заведении не отсеивают лоботрясов, потому что надо выдержать план. А родители не вникают в суть профориентации (да, в семье она тоже должна быть). Это абсолютно комплексная проблема. И решать ее нужно не дискуссиями и планами на будущее развитие, а конкретными действиями со стороны департамента образования, МПТ и руководителей промышленных предприятий. Совместно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме