Главное Темы 2 июня 2022

Яков Лапушкин: человек и корабль

На ССЗ «Вымпел» торжественно спустили на воду малое гидрографическое судно, получившее имя военно-морского гидрографа, контр-адмирала Якова Лапушкина

 

Это уже второй корабль проекта 19910, построенный на предприятии для Военно-морского флота.

56-метровый красавец водоизмещением почти в тысячу тонн, кажущийся с земли громадиной, живописно замер на стапеле на фоне синего неба, сливающегося с водой. Вот-вот о борт эффектно разобьется бутылка шампанского, и судно медленно спустится к Волге.

Спуск корабля для судостроителей и их семей – момент значимый, на него традиционно собирается много гостей.

«Якова Лапушкина» строили три года по заказу Минобороны по проекту нижегородского конструкторского бюро «Вымпел».

В числе основных задач судна – постановка и снятие плавучих предостерегательных знаков, обслуживание береговых средств навигационного оборудования, площадная съемка рельефа дна, перевозка обслуживающего персонала, ремонтных бригад и различных грузов для обеспечения работ береговых средств навигационного оборудования и гидрографических подразделений на необорудованное побережье.

Символично, что спуск МГС на воду совпал с 195-й годовщиной гидрографической службы ВМФ России. Несмотря на шторм в экономике, рыбинцы не подвели – спустили его в срок.

Труд корабелов высоко оценил глава Рыбинска Дмитрий Рудаков:

— Благодарю вас от Рыбинска за прекрасную работу. Дорожим нашей промышленностью. Для вас, уважаемые работники «Вымпела», двери администрации всегда открыты.

— Корабль – сложный механизм. Спасибо всем, кто вложил в него свои мысли, душу, энергию, воплотил из чертежей в металле этого красавца! — обратился к судостроителям генеральный директор предприятия Евгений Норенко.

А начальник управления навигации и океанографии Минобороны РФ капитан первого ранга Константин Сперанский передал рыбинским корабелам теплые поздравления от имени главнокомандующего ВМФ России адмирала Николая Евменова.

Общий для всех судостроителей праздник стал особенно трогательным для родных Якова Лапушкина, посвятившего жизнь развитию гидрографической службы ВМФ. На церемонию спуска приехали дочь контр-адмирала Елена Лапушкина, его внук Яков Куницкий и правнучки Ксения и Варвара.

— Папы не стало, когда мне было десять. Но для нас он всегда оставался большой фигурой. Мама много о нем говорила нам с сестрой, мы очень любили флот, ходили на Дни Военно-Морского флота в Петербурге. Мама и сестра, кстати, связали жизнь с центральным картографическим производством ВМФ, а я стала врачом-эпидемиологом. Хорошо помню, как в день моего семилетия отец пришел ко мне в первый класс в парадной форме с орденами, и мои одноклассники открыли рты от изумления. В тот момент меня переполняли гордость и любовь, — рассказывает Елена. Такие же чувства я испытываю сегодня, спасибо за это корабелам!

Родные Якова Лапушкина

Дома Яков Яковлевич был внимательным, любящим отцом, на работе – незаменимым сотрудником. В начале 30-х годов он принимал участие в разработке системы базирования будущего Тихоокеанского флота. Контр-адмирал Лапушкин прошел три войны — советско-финскую, Великую Отечественную, советско-японскую, участвовал в написании и редактировании многотомного курса кораблевождения и издавал журнал «Записки по гидрографии». Эти книги с благодарностями от коллег до сих пор хранятся в семейном архиве. А еще дома в Санкт-Петербурге на Таврической улице сохранилось кресло, в котором любил курить трубку Яков Лапушкин.

Внук военно-морского деятеля, названный в честь знаменитого деда, хоть и не застал его в живых, многое знает по рассказам родных.

Внук военно-морского деятеля, названный в честь знаменитого деда, хоть и не застал его в живых, многое знает по рассказам родных.

— Интересно, что свою трудовую карьеру дед начал недалеко от Рыбинска – в Весьегонске. Там провел детство и юность, был председателем комитета бедноты, — говорит Яков-младший. Он был одним из первых выпускников военно-морского училища им. Фрунзе. В качестве флагманского штурмана участвовал в первом дальнем переходе советских кораблей из Ленинграда на Дальний Восток через Америку. В период Великой Отечественной войны во время Керченской десантной операции дед лично повёл в бой моряков и пехоту с десантных кораблей. Дома у нас целая коллекция дедовых трофеев, привезенных из морских походов: бивень моржа, китовый ус, нос рыбы-пилы, гигантские атласы с морскими картами, коробка из-под американского табака довоенного времени.

Крестной матерью судна стала сотрудница отдела программирования Александра Милаш. Девушка занимается аналитикой производства, чтобы потерь было меньше, а эффективность — выше. На предприятии она работает четвертый год, поэтому создание корпуса судна наблюдала с самого начала. По традиции она разбила о борт бутылку шампанского.

Уже в декабре «Яков Лапушкин» должен войти в состав сил Балтийского флота.

По словам Евгения Норенко, серию этих кораблей «Вымпел» продолжит:

— Гидрографические суда проекта 19910 – наш калибр, интересный по технологическому оснащению и срокам выполнения работ, к тому же и заказчики понимают, что лучше доверить строительство опытному производителю.

В настоящее время на «Вымпеле» строится 5 заказов для ВМФ и Пограничной службы России. Кроме того, предприятие осваивает нишу пассажирских катамаранов на подводных крыльях. Первый заложили при участии министра промышленности и торговли Дениса Мантурова две недели назад.

Введенные западом санкции не оказывают большого давления на ход строительства. Об этом рассказал генеральный директор «Вымпела» Евгений Норенко.

— Критических нагрузок из-за введенных санкций не испытываем, потому что большинство заказов сейчас в высокой степени готовности. По новым проектам будем принимать решения совместно с конструкторским бюро, нам хватит времени, чтобы переориентироваться на других поставщиков комплектующих.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме