Темы 4 июня 2022

Болтовня на пользу

Как в каникулы разговорить дошкольника: советы логопеда

Лето для дошкольника – время перезагрузки. Но и уходить с головой в загул на три месяца неразумно, говорят логопеды.

Иначе улучшения в детской речи, что с трудом нарабатывали весь год, испарятся быстрее, чем капли росы под июльским солнцем. И вся ответственность тут в руках родителей.

А родители бывают разные

— Прогресс, достигнутый за учебный год, в мае я передаю родителям – и ожидаю, что они поддержат речевые навыки. К сожалению, мои чаяния не всегда оправдываются. В сентябре часть детей на занятие приходит, как чистый лист, будто мы совсем не занимались. База утрачена, приходится начинать с нуля, — говорит логопед-психолог Анна Шуракова, специалист логопедического детсада № 13. — Если вы желаете ребенку добра, занятия бросать не стоит. Но пусть это будут особые летние занятия: игры и живое общение.

Есть тут и другая ловушка – совсем лишить малыша отдыха, записав на все кружки и тренинги в надежде «подтянуть» его, пока есть свободное время. Такой капкан подстерегает перфекционистов: это их малыш читает на утреннике вызубренное «Бородино», когда остальные лепечут две строчки про маму.

— Нас с коллегами уже забросали запросами поработать летом. Но мы в каникулы стараемся не заниматься с подопечными, считая это избыточным для них. Задерганный, неотдохнувший ребенок – тоже ничего хорошего, — продолжает логопед.

За помощью к специалисту идут летом и те родители, которых можно назвать «невключенными». Им кажется, что особенность ребенка – проблема логопеда и точка. А их обязанность – лишь доставить малыша на занятие. Взрослые забывают, что логопедия – не микрохирургия, логопед – не целитель, а их помощник, а речь исправляется в ходе простых домашних дел и разговоров.

— Есть даже понятие «кабинетная речь»: ребенок выходит из кабинета логопеда и «выдыхает», начинает говорить как попало. Или и вовсе замолкает, говорит скудно, отрывисто, с ошибками. Логопеды повторяют взрослым: мы с вашим ребенком несколько часов в неделю, а вы все остальное время. Мяч на вашей стороне поля, дерзайте! — призывает Анна Шуракова.

Словом, в мае родитель логоребенка, как богатырь на распутье: «налево пойдешь – навыки утратишь, направо пойдешь – отдых потеряешь». Придется хитрить: полноценные кабинетные уроки со специалистом заменят полезные игры на свежем воздухе. И много общения – с родными, друзьями и приятелями.

— Сравним это с изучением иностранного языка. Можно сколько угодно писать в тетради английские буквы и тренировать межзубной th. Но гораздо важнее практика – говорить, осваивать обороты и слова. И попросту снять страх болтать на любые темы. Есть умненькие дети, которые стесняются разговаривать. Приходит в школу такой знайка, на переменках сидит отдельно, играть не умеет, болтать с обычными детьми ему не о чем. Он чувствует себя неуверенно в детском коллективе, — говорит специалист. — Есть небольшие хитрости, которые облегчат жизнь и вам, и ребенку.

Хитрее, еще хитрее

И первая – плакат успешности. Хорошо говорит ребенок, уверенный в себе. Укреплять самооценку ребенка – основная задача родителя, это тот фундамент, на котором строится личность. Анна предлагает взрослым вместе с ребенком сделать плакат успешности.

В центре ватмана – фото улыбающегося малыша. А вокруг – достижения, даже самые маленькие. Наклейки за помощь взрослым, фото хороших оценок или собранного конструктора, вырезка из журнала с бездомной кошкой, которую покормил во дворе, рисунок качелей, на которых раньше не решался качаться, но преодолел себя. Вариантов тут море.

— Главное – подмечать малейшие достижения, не бойтесь переборщить. Завышенная самооценка у малыша – это норма. Этот «избыток топлива» нужен ему, чтобы преодолевать ежедневно массу препятствий, переживать неудачи. Плакат успеха поможет достижениям не исчезнуть из памяти, и если постигла неудача — вот он стержень, всегда перед глазами, — поясняет Анна. – Еще один якорь успешности – фото улыбающейся семьи перед глазами. Даже в моменты ссор это поможет помнить – вы вместе, вы любите друг друга.

Второе: бережно включаться в игру, рисование и разговаривать с ребенком.

— Это полезнее, чем немного «искусственные» беседы с логопедом, где картинку или ситуацию предлагает специалист. Здесь малыш погружен в игру или рисование, он уже в теме, в настроении, — говорит Анна Шуракова.

Подсядьте аккуратно и тихо спросите: как зовут персонажей, чем они занимаются, что будут делать дальше, а завтра, а через год. Если ребенок идет на контакт, обсуждайте дальше: какая у персонажа семья, с кем он живет, с кем дружит, ходит ли в школу или сад, как там дела, какое на картинке время года, какая погода. Если не идет на контакт, опишите ситуацию, как она видится вам, попросите поправить вас или притворитесь, что не помните название предмета, которым играет ребенок. Дети обычно охотно поправляют взрослого. По ходу дела тихонько подсказывайте синонимы, описания, поправляйте звуки.

— Обычно у малыша много слов лежит «в запасе», в пассивном словаре. Задача родителя – разговорить, вывести слова в активный словарь, — поясняет Анна.

Третье: поправлять речь ребенка системно. Но делать это спокойно, не срываясь.

— Для начала обратиться к ребенку и домашним: «У нас в доме новое правило, мы учимся красиво говорить звук. Взрослые поправляют тебя, ты слушаешь». Взрослому стоит быть готовым к сопротивлению, ведь мозг наш настроен действовать привычно. Однако нужно оставаться спокойным. Ведь новый навык формируется, когда малыш спокоен и счастлив, для обучения нужен положительный мотив. Ребенок не должен говорить правильно из страха. Для этого взрослому нужно поработать над собой. Сказать себе: «Я справлюсь, я переживу сопротивление, не провалюсь в истерику, не буду кричать. Я останусь спокойным, даже если ребенок кричит и падает на пол. И мы сформируем правильную привычку, красивую речь», — говорит специалист.

Полезные лого-игры летом

На дыхание. Сдувать одуванчики, пускать мыльные пузыри через соломинку, надувать круги, мячи, воздушные шарики, учиться плавать, выдыхая в воду, нырять.

На развитие мелкой моторики. Застегивать молнии и кнопки, завязывать шнурки, собирать, перебирать ягоды, полоть грядки, выкладывать рисунки из камней и шишек, играть с глиной и мокрым песком. В дождливый день: собирать мозаики, конструкторы, пазлы, складывать оригами. Перебирать крупы, завинчивать гайки. Раскрашивать, вышивать, плести из бисера. Лепить из пластилина, пластика, теста.

На развитие мышц речевого аппарата. Жевать сырые овощи и мясо (не сосиски и котлеты). Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка.

На развитие слухового внимания. Вслушиваться в шелест листьев, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме