На протяжении многих столетий символом русской музыкальной культуры были «гусли звончатые». Они звучали на боярских и княжеских пирах, крестьянских братчинах и в повседневном быту, на торжественных церемониях и языческих игрищах, скоморошьих потехах, на свадьбах и тризнах. Сегодня гусли скорее экзотика. Но поклонники есть. Знакомьтесь, рыбинский Садко – Игорь Зиновичев.
— Игорь, молодые люди обычно учатся играть на гитаре, клавишных, барабанах, в конце концов, а вы выбрали гусли. Почему?
— Вообще любовь к музыке у меня с раннего детства. Когда мне было девять, я две недели проходил на занятия по фортепиано, но бросил – легкая атлетика пересилила. Потом увлекся лыжными гонками, и спорт занял все свободное время. Слушал в основном металл. К инструментам потянулся лет в 19. Пробовал играть на гармошке и на дудочках.
А в 2011 году я познакомился с музыкальным творчеством финской группы Nest. Ее основатель Аслак Толонен в своей музыке использует карело-финский народный инструмент кантеле, который родственен гуслям. И пропал. Меня заворожило звучание инструмента, захотелось приобрести себе такой и научиться играть. Правда, мечта стала реальностью только через 6 лет. В 2017-м я купил гусли на фестивале «Гусли Мира» в Суздале, помню, как долго и тщательно их выбирал, утомив мастеров, и стал учиться. Сейчас у меня есть гусли, литовский канклес и латышский кокле. Это все родственные гуслям инструменты.
— Сложно ли достать инструмент?
— Нет, сейчас много мастеров, которые занимаются изготовлением. Они используют древние технологии в сочетании со своим опытом и современным оборудованием. Гусли отличаются по форме, количеству струн, размеру и настройке. Делают их из ели, сосны, ясеня, бука и клена. Самое минимальное количество струн на подобных инструментах – пять. На академических – более 30 штук. Обычно на традиционных инструментах от 5 до 10 струн. Свои гусли я купил у ребят из мануфактуры под Тверью. А в 2020 году выиграл в их викторине и стал счастливым обладателем латышского кокле. Канклес мне делал мастер из Калининграда.
— Говорят, гусли связаны с глубинными корнями народного сознания, поэтому на них можно научиться играть по наитию. Или все-таки нужно какое-то музыкальное образование?
— Освоить гусли действительно несложно, по крайней мере, проще, чем гитару, поскольку они не имеют ладов. Инструмент интуитивно понятен, я прочувствовал его, наверное, за месяц игры. Достаточно хорошо заиграл через год. У меня нет музыкального образования, я учился по видеоурокам в интернете. Стараюсь играть хотя бы по полчаса в день.
— В искусных руках гусли могут изобразить природные звуки – журчание ручья или пение птиц, колокольный звон, эстрадные хиты и даже рок. А какая музыка нравится вам?
— Больше всего меня привлекает музыка из стран Балтии. Очень нравится, как они исполняют свои традиционные мелодии. Также карело-финская музыка на кантеле. Думаю, все это неслучайно, потому что один из моих дедушек родом из Литвы. Видно, генетика берет свое, стремится к родному. Так что про корни верно подмечено. Вот и свои мелодии стараюсь исполнять в большей степени в манере стран Балтии.
— Вы еще и сочиняете музыку?
— Да. Сочиняю и играю на слух. Нотную грамоту я не знаю. Процесс рождения мелодий происходит спонтанно. Бывает, просто сижу импровизирую и раз – появляется мелодия. Потом могу что-нибудь поправить, добавить или убрать. Когда сочиняю, в моей голове обязательно рождаются мысленные образы. Вот пару лет назад я пришел с работы, вспоминал своего дедушку из Литвы, думал о его поселке и о Литве, и у меня тут же родилась мелодия, которую я назвал «Литовская импровизация». А мелодии под названием «На берегу Балтийского моря» меня переносят на побережье. Мне представляются песчаный берег, солнце, шум волн, высокие сосны и чувствуется морская свежесть. Можно сказать, что гусли, кокле и канклес это еще как средство для мысленных путешествий – заиграл и тут же оказался на берегу Балтийского моря или где-нибудь в лесу.
Бывало, что сочиню мелодию, а на следующий день ее уже не помню. Поэтому стал записывать первые наброски на диктофон. А есть те мелодии, которые очень хорошо закрепляются в памяти, и диктофон не нужен. Ну и плюс, когда их постоянно проигрываешь, то это тоже помогает их не забыть. Очень заряжают музыкальные фестивали.
— Часто на них бываете?
— Если есть возможность, еду. Несколько раз был на «Гуслях Мира» в Суздале, международном фестивале музыкальных древностей «Словиша». На таких мероприятиях встречаются прошлое с настоящим, корневая культура с современным ее звучанием. А какие там люди интересные! Благодаря фестивалям у меня стало больше друзей, причем из разных городов.
— Звук гуслей называют «обнимающим», считают целительным для здоровья. Согласны?
— Я работаю крановщиком на судостроительном заводе. Музыка для меня – отдушина. После трудового дня помогает разгрузиться психологически, приводит нервы в порядок. Гусли будто дают что-то позитивное, что нигде больше не взять. Кстати, помимо гуслей, я увлекся игрой на синтезаторе. А также еще балуюсь игрой на деревянных флейточках и варганах. А еще потихоньку вручную мастерю карельское кантеле. Музыка меня затянула.